Вачков Игорь Викторович
Профессор, доктор психологических наук.
Эксперт в области:
Психологии, клинической и специальной психологии, сказкотерапии, имаготерапии.
Членство в профессиональных сообществах:
- Президент международного Сообщества сказкотерапевтов,
- Член Союза писателей России,
- Член Союза журналистов,
- Член Президиума Федерации психологов образования России,
- Член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов,
- Член Ассоциации профессоров славянских стран,
- Член Восточно-Европейской Ассоциации Арт-терапии,
- Действительный член Международной Педагогической Академии.
Награды и премии:
- Лауреат Премии Мэра Москвы (2002 г.) в области образования,
- Лауреат ряда литературных премий,
- Награжден восемью медалями, в том числе медалью им. Г.И. Челпанова 2-й степени за вклад в развитие психологической науки.
Сведения об образовании:
Орский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко, специальность «Математика и физика», 1987 г.
Тема кандидатской диссертации: «Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: На материале спец. Тренинговых групп», 1995 г.
Тема докторской диссертации: «Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии», 2002 г.
Повышение квалификации:
- «Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС», 2017 г.
- Московский институт развития образования: «Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения»; «Эффективность управления казенными автономными и новыми бюджетными образовательными учреждениями. Управление образовательной организацией как имущественным комплексом», 2015 г.
- Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября», «Профессиональное творчество и стандарт, уникальность и единство, инновация и традиция в современном российском образовании», 2014.
- Семинар Ханса-Вернера Гессмана (Дуйсбруг, Германия) «Психотерапевтические методы в концепции гуманистической психодрамы», 2012 г.
- Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Новые образовательные результаты: подходы к проектированию, развитию и измерению (оценке)», 2012 г.
- Учебно-практический семинар в Международном обществе Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии «Символдрама и психоанализ сказки», 2011 г.
- Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Психологическое сопровождения образования», 2011 г.
- Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Игра как метод и образовательная технология в работе педагога и психолога», «Профессиональное творчество и стандарт, уникальность и единство, инновация и традиция в современном российском образовании», 2010 г.
Профессиональный опыт:
- Общий стаж работы по специальности 30 лет,
- Профессор кафедры дифференциальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета,
- Главный редактор международного электронного журнала «Клиническая и специальная психология».
Публикации:
- Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2015. – 288 с.
- Волшебство происходит вовремя, или Как использовать сказку в детском саду и в семье. – Казань: РОКС, 2015. – 256 с. (в соавторстве с Н.С. Соловьевой).
- Введение в профессию «психолог»: учеб. Пособие / И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; под ред. И.Б.Гриншпуна. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 528 с.
- Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами // Вестник БФУ имени Иммануила Канта. 2015. Выпуск 05. С.68-74.
- S. Nartova-Bochaver, K. Bochaver, I. Vachkov Dominancy, love, optimism and experience of romantic relationships in Russian students // International society for the study of individual differences (Nartova-Bochaver S., Bochaver K.)Personality and Individual Differences, Volume 60, Supplement, April 2014, Page S56.
- Психолог образования в современных условиях: перспективы и риски // Нижегородское образование. – № 1. – 2014. – С. 22-26.
- Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Том 11. № 2. – 2014. – С.36-50.
- Вачков И.В. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования. – М., 2013. – (в соавт. с О.А. Ашихминой).
- Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2011. – 288 с.
- Вачков И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
- Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009. 3-е изд. – 224 с.
- Вачков И. В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009. – 192 с. (в соавт. с М. Р. Битяновой).
- Вачков И. В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
- Вачков И. В. Приключения во Внутреннем Мире. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2008. – 128 с.
- Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 464 с. (в соавт. с И. Б. Гриншпуном и Н. С. Пряжниковым).
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 256 с.
- Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
- Вачков И. В. Метафорический тренинг. – 2-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2006. – 144 с.
Область профессиональных интересов:
Психология метафоры и сказки, психология субъектности, развитие самосознания, психологический тренинг, имаготерапия.
Преподаватель в курсах:
- — Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход
- — Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход (для специалистов)
- — Практическая психология детей и подростков
- — Интегративная сказкотерапия как метод работы практического психолога
- — Современные методы психологического консультирования и психотерапии
- — Теория и практика в арт-терапии. Интегративный подход (только для психологов)
- — Теория и практика в арт-терапии. Интегративный подход