Top.Mail.Ru
Open
Close
Направления обучения Преподаватели Отзывы Контакты
Профпереподготовка
+7 (985) 330-60-02
Повышение квалификации
+7 (985) 806-32-26
Время работы: пн-вс 10.00-21.00
Москва, м. Белорусская, 5-я улица Ямского поля, д. 5, стр. 1 (вход с 1-й улицы Ямского поля)
ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА продолжается! Скидка 15% на программы профпереподготовки!
Подробнее

Наш Доктор - Кукла

В психокоррекционной работе с детьми любого возраста наиболее продуктивным методом является куклотерапия, которая позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть проблемную ситуацию и снять травмирующий фактор. Использование кукол в психотерапевтической работе со взрослыми клиентами позволяет: развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление когнитивные навыки); изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса (проиграв какую-либо жизненную ситуацию или роль); решать проблемы во взаимоотношениях с близкими и значимыми людьми легко и красиво; научиться общаться на экзотическом уровне (используя, изобразительные, двигательные, звуковые средства); просто самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим.

Куклотерапия эффективно развивает нужные навыки, природные способности. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоционально-нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому, потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении во всех его проявлениях. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка. Любимая игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: «на укол пришёл бегемотик». Любимая игрушка попадает в "страшную историю", которая успешно завершается. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться эмоциональными бурными поведенческими реакциями (ребенок плачет, смеется, злится, гневается и т.д.), в результате которых снимаются напряжение и тревога.

Куклы помогают перевоплощаться, совершать ролевые трансформации взрослым и учат новому детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат голову" С помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, демонстративностью, расторможенностью, проблемами в общении и, наоборот, такие особенности как: заторможенность, неуправляемость, повышенная чувствительность трансформируются в более эффективные и социально одобряемые качества личности.\В качестве лечебных и коррекционных факторов куклотерапии могут быть обозначены: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправление, катарсис и т.д. Технология проведения терапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах, в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. В разворачивании сюжета важно возрастающее напряжение в начале и положительное разрешение истории в конце. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать расслабление, катарсис. Куклы ребенок или взрослый может создать самостоятельно, проявив при этом всю свою творческую энергию, или использовать готовые.

Куклотерапия может проводиться в различных формах: индивидуальной, групповой. Особенности организации терапевтической работы зависят от ряда условий, например: целей куклотерапии, личностных особенностей ребенка, характером нарушения и др.

Куклотерапия замечательно помогает в диагностике имеющейся у ребенка или у взрослого проблемы. Целью игровой диагностики ставится получение динамической жизненной картины того, что чувствует ребенок или взрослый относительно ситуации, в которую он попал, в особенности по отношению к важным для него близким людям и прежде всего, семье. Результаты, полученные в процессе кукольного представления, сверяют с теми, которые были получены с помощью других средств. И нужно быть предусмотрительным, чтобы не зайти слишком далеко в интерпретациях, которые могут соответствовать роли, но вместе с тем быть непоследовательными или неправильными в свете дальнейшего развития сюжета.

Куклы больше занимают детей разного возраста, чем игрушки. Больший интерес вызывают куклы, которые как бы продолжают тело кукловода (например, куклы перчаточного типа): они могут быть личными или безличными и ребенок легко отождествляет себя с ними. Темы для психотерапевтической работы могут быть сосредоточены вокруг внутренних или внешних конфликтов детей; куклы могут быть проекциями ребенка или его родственников; способ управления куклами может многое открыть, вид игры может быть необычайно ценным показателем. Отношения со взрослыми – тоже важный показатель личности и особо важны в ситуации, когда ребенок может контролировать взрослого, как во время кукольного спектакля.

Таким образом, куклотерапия в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей, взрослых с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию их психоэмоционального состояния. Кукла – наш доктор!

Назад