Top.Mail.Ru
Open
Close
Направления обучения Преподаватели Отзывы Контакты
Профпереподготовка
+7 (985) 330-60-02
Повышение квалификации
+7 (985) 806-32-26
Время работы: пн-вс 10.00-21.00
Москва, м. Белорусская, 5-я улица Ямского поля, д. 5, стр. 1 (вход с 1-й улицы Ямского поля)
Практический психолог со специализацией по когнитивно-поведенческим технологиям

Профпереподготовка. Онлайн. Группа стартовала, можно присоединиться!

Подробнее
Современные методы психологической коррекции и консультирование

Профпереподготовка. Очно. Группа стартовала, можно присоединиться!

Подробнее
Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее
Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс

Онлайн. Идёт набор в группу

Подробнее
Консультирование и психотерапия детей и подростков

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее

Использование спектрокарт в работе практического психолога

Фототерапия – новое направление в арт-терапии, которое с семидесятых годов 20 века выделяется в самостоятельное терапевтическое направление. Фототерапия – вид терапевтической деятельности, осуществляемой арт-терапевтом. Это специальная сфера использования фотографии на основе арт-терапевтических знаний. В чем же терапевтический эффект фотографии? Фотографии – это документальные свидетели, которые могут рассказать о том, что мы были на этой земле, отразить основу нашей жизни, они подобны зеркалу, в которое человек может посмотреть. Не так важно, что изображено, важно какая история зашифрована в этой фотографии и что человек может по ней рассказать. Каждый раз фотографии оживляют ваши воспоминания, чувства, бессознательно подсказывают решение проблемы. Смысл фотографии создает человек, когда на нее смотрит, благодаря акту восприятия. Каждый клиент наполняет фотографию своим смыслом, поэтому очень важно терапевту не навязывать ему свое видение. На фотографии нет истории, история создается и тем, кто фотографирует, и тем, кто на нее смотрит, и тем, кто на ней изображен. Многие клиенты не способны выйти на эмоциональный уровень, они закрыты, рациональны, фотография же способна погрузить такого человека в чувственный мир, в детство, в сказку.

Джуди Вайзер (Канада), одна из основоположников фототерапии выделила базовые техники фототерапии, которые работают в качестве системы, как «пять пальцев руки»:

  1. Фотография клиента, где изображен он сам;
  2. Фотографии, созданные самим клиентом, в том числе по темам, выбранным терапевтом и клиентом в ходе консультирования;
  3. Автопортреты;
  4. Семейные фотографии. Работа с семьей, как системой, коллективные фотографии, история семьи в нескольких поколениях, нарративное повествование;
  5. Работа с фотографией, как с проекцией - вкладывание своего смысла в любой фотоматериал. Проекция клиента дает возможность терапевту понять особенности мировосприятия клиента, увидеть его внутреннюю карту реальности, минуя фильтры сознания и защиты клиента.

Именно работе с проекцией, с помощью фотографии и посвящена данная статья. На мой взгляд, умение работать с проекцией позволяет психологу в короткие сроки продиагностировать клиента, понять причины, приведшие к проблеме, а также наиболее эффективные способы ее решения. В психодиагностике и консультировании проекция понимается, как процесс и результат взаимодействия клиента с объективно нейтральным материалом (пятна, картинки, фотографии, рисунки и т.п.), в ходе, которого осуществляется символический перенос содержания внутреннего мира и наделение стимульного материала своими собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, мы можем говорить, что продукты деятельности испытуемого несут на себе отпечаток его личности.

Финский фототерапевт Улла Халкола расширила возможности работы с фотографией, как с проекцией, ей были созданы пять наборов тематических фотографий, получивших название – Спектрокарты:

  1. Основной (базовый) комплект, содержит 75 фотографий, может быть использован при работе с людьми любого возраста и с любой проблематикой. Специфика этого набора заключается в том, что он может быть использован многократно при работе с одним клиентом благодаря широте представленных тем: изображения животных, пейзажи, метафорические символы, расплывчатые изображения и многое другое. Изображения людей отсутствуют, что способствует выходу на уровень образов;
  2. Комплект кризисных состояний – 50 фотографий, используется для диагностики и работы с психологической травмой в контексте психотерапии;
  3. Спектро-модели, содержит 50 фотографий, стимулирует создание истории, используется при работе с межличностными отношениями;
  4. Спектро-облака, содержит 50 фотографий, используется для описания сентиментальных переживаний и представлений о будущем. Специфика набора состоит в работе с абстрактными образами и превращению их в конкретную историю;
  5. Спектро-граффити, содержит 50 фотографий, эффективен при работе с неформальными молодежными объединениями.

Спектрокарты создают безопасную среду для клиента. Психолог имеет возможность с их помощью снимать сопротивление клиента, быстро достигать альянса (степени близости и доверия), работать с любой темой и проблемой клиента. Работа со спектрокартами не имеет жестких правил, что позволяет психологу варьировать инструкцию, каждый раз давая возможность видеть фотографии в новом свете, что позволяет работать с одним набором бесчисленное количество раз.

Этот метод не имеет ограничений по возрасту. Он может быть использован в обучении, тренингах, психотерапии. С помощью него можно работать как с группой, так и индивидуально.

Основные задачи, решаемые психологом в ходе применения спектрокарт:

  1. Выражение чувств и представлений, с одновременным осознанием прошлого опыта при его словесном описании, понимание своего внутреннего мира, выделение важного;
  2. Описание значимого опыта и воспоминаний, ассоциируя со значимыми событиями жизни (при использовании спектрокарт ассоциации возникают быстро, непосредственно, минуя цензуру сознания, такого эффекта очень сложно добиться в процессе беседы);
  3. Исследование, анализ и систематизация информации и опыта (проблемные ситуации, осознание альтернатив и нахождение оригинальных решений, формирование у клиента гибкости мышления и творческого подхода в работе с различной информацией);
  4. Создание нового (развитие креативности, творческих способностей, активизация внутреннего диалога и взаимодействия между людьми;
  5. Рассказывание историй из жизни отдельного человека или семьи;
  6. Выражение фантазий и интуитивных переживаний;
  7. Нахождение новых перспектив для восприятия различных явлений.

Спектрокарты - это уникальный инструментарий. Работая и постигая который, психолог каждый раз раскрывает что-то новое, находит новые пути и способы использования фотографий, расширяет количество решаемых с их помощью задач. Наборы спектрокарт, созданные Уллой Халколой не константны, каждый психолог может создать свой набор тематических карт, что даст ему возможность разнообразить инструментарий, тем самым расширить круг проблем, с которыми он работает.

Спектрокарты могут быть использованы и самим терапевтом в качестве терапевтической фотографии для снятия усталости и напряжения, перебирая фотографии и концентрируясь на наиболее приятных для него терапевт восстанавливает собственные силы, снижая риск профессионального выгорания.

Возможны шесть разных способов восприятия Спектрокарт:

  1. Интуитивный, при котором можно следовать интуиции и чувствам для выбора нужной фотографии. Некоторые клиенты всегда следуют этому способу вне зависимости от задания. Он помогает им максимально уйти от рационального. Способ наиболее эффективен при работе с высокоинтеллектуальными, контролирующими клиентами;
  2. Рефлексивный, при котором фотография в процессе выбора соотносится с определенной темой или жизненным опытом. Способ, который позволяет работать с любым запросом клиента. Возможные темы: «Выбери фотографию, которая иллюстрирует твои отношения с мамой, папой, мужчинами, женщинами», «Выбери фотографию, которая показывает, как тебе сейчас тяжело» и т.д.;
  3. Диалогический, при котором выбор фотографии происходит в диалоге с партнером. Это позволяет видеть разницу в восприятии одних и тех же образов, постигать их смысловое богатство. Мы воспринимаем мир через психику. Психика – это субъективный образ отражения объективной реальности. Но порой мы забываем про это, думая, что наше видение универсальное, что часто приводит к непониманию между людьми. Особенно интересная работа происходит с семьей: выбор других членов семьи, родители и дети бывают очень удивлены видением себя другими членами семьи, много открытий в результате этой работы;
  4. Критический, при котором при восприятии фотографии принимаются во внимание культурные влияния, «навязанные» культурой значения образов;
  5. Вселяющий силы способ связан с выбором тех образов, который дает смотрящему ощущение силы, и вселяют в него надежду. Это работа с ресурсами, с позитивными вариантами решения проблемы, с нахождением внешней и внутренней поддержки, работа с поднятием самооценки;
  6. Спектральный способ подчеркивает ценность и индивидуальную неповторимость любой фотографии, связан с признанием того, что каждая фотография может нести неограниченное множество смыслов, и каждый из них определен тем, кто на нее смотрит. Этот способ наиболее характерен для групповой работы, в результате него происходит взаимообогащение, нахождение новых перспектив восприятия реальности, личностный рост.

Автор: Ничикова Елена Викторовна

Назад