Арт-терапевтические средства в реализации психологической поддержки семей с особым ребенком
В настоящее время специалисты большое внимание уделяют работе с семьей, в том числе оказанию разноплановой помощи и психологической поддержки семье с ребенком с особенностями развития, поскольку для ребёнка с нарушенным развитием семья выступает в качестве первичного микросоциума в гораздо большей степени, чем для здорового ребенка. Семья с особым ребенком (вне зависимости от специфики нарушения), становится особой группой с присущей только ей атмосферой межличностных отношений. Психологический микроклимат такой семьи, с одной стороны, отражает ее адаптацию к ситуации хронического заболевания ребенка, а, с другой, – к окружающему «здоровому» миру.
Опыт работы позволяет рекомендовать специалистам арт-терапевтические средства, которые выявляют потребности, цели и жизненные ценности родителей; дают возможность не только познавать и критично оценивать имеющиеся ресурсы семейного совладания и адаптации, но и наращивать свой ресурсный потенциал за счет осмысления нового опыта в самораскрытии и открытии внутреннего мира другого человека, повышения самооценки и чувства собственной значимости, включенности в обогащающее общение, активизации фантазии и воображения.
1. Синквейн. Это короткая нерифмованная стихотворная форма, которая сочиняется по заданному алгоритму на любую тему (буквально – может складываться как конструктор из различных частей речи и предложений). Синквейн можно использовать в контексте решения конкретных задач на различных этапах консультирования и психотерапии при работе с родителями особых детей. Представляем примеры синквейнов на тему «Быть родителем особого ребенка», которые были написаны на семинаре для специалистов, работающих с особыми детьми и их семьями.
«Испытание.
Трудное, долгое.
Бояться, преодолевать, найти.
Зачем это дано?
Осознание.» ( Е.Ч.)
«Труд.
Необходимый, вынужденный.
Добиваться, бороться, не сдаваться.
Уметь выдержать все.
Победить.» (О. К.)
«Удар…
Темно, одиноко.
Бежать, драться, плакать!
Теперь – это моя жизнь.
Жестоко.» (А. М.)
«Страх.
Предательский, не проходящий.
Уйти, закрыться, спрятаться.
Как этим жить?
Отчаяние.
Ангел.
Беззащитный, безгрешный.
Обнять, уберечь, защитить.
Никому не отдам.
Мое.
Чудо.
Необычное, долгожданное.
Появилось, исполнилось, удивило.
Прекрасней нет на свете.
Свершилось.» (И. Б.)
«Проблема.
Не решаемая, вечная.
Примиряет, двигает, возвышает.
Меняет все приоритеты.
Жизнь…» (Ю. Г.)
Как видно из приведенных примеров, синквейн отражает эмоционально-насыщенное восприятие проблемной жизненной ситуации, субъективно-значимые ценностные ориентиры личности, а также стратегии совладания. За небольшое время написания и совместного обсуждения синквейна, специалист не только получает ценный диагностический материал, но и имеет возможность наметить направления оказания психологической поддержки и доступными средствами поддержать семью (родителя) «здесь и сейчас».
2. На основных или завершающих этапах работы, при оказании поддержки проживания кризисных периодов жизни родителями и семейной системой мощным психотерапевтическим потенциалом обладает творческая работа с фольгой. Фольга – очень благодарный материал. Он легко податлив любому движению, в зависимости от актуального эмоционального состояния и исследовательской активности его можно скручивать и мять, соединять отдельные части в единое целое (что не всегда удается сделать, например, с глиной) и без ущерба для результата отделять лишнее. Это доступно даже для детей с ограниченными возможностями. Из фольги можно делать объемные и плоскостные работы, скульптура из фольги легко и уверенно стоит на поверхности стола. Воплощенная в фольге идея принимает любую форму, может трансформироваться неоднократно, то есть фольга дает возможность автору продолжать мыслить, следуя руками за полетом воображения. За счет глянцевой и матовой поверхности можно реализовывать идеи взаимодополняемости, единства противоположностей, дифференциации фигуры и фона. Свет, отражаясь во множестве граней скульптуры, удивительным образом передает эмоциональное состояние персонажей, созданных автором, придает форме движение. При этом фольга абсолютно скрадывает любые несовершенства выполнения, полностью избавляя авторов от необходимости оправдываться «хотелось сделать не так… не совсем получилось…». При использовании фольги традиционного серебристого цвета, (монохром) можно создавать условия для развития дифференцированности восприятия, где идея автора реализуется, главным образом, за счет величины, формы и пропорций.
Поскольку фольга легкодоступный и недорогой материал, ее много, здоровые дети, дети с проблемами в развитии и их родители с удовольствием осваивают «крупные» и мелкие формы, экспериментируют с различными способами реализации предложенных для творческого размышления тем.
При выборе темы, воплощаемой в фольге, специалисту следует понимать, какие задачи могут быть решены с ее использованием, на какие мысли и чувства эта тема выведет авторов.
Мы предлагаем родителям создать скульптуру, арт-объект на тему «Я памятник себе воздвиг». Уже сама эта тема вызывает у большинства родителей яркую эмоциональную (иногда весьма неоднозначную) реакцию. Мы поясняем, что памятники при жизни ставят наиболее выдающимся и достойным людям, и мы абсолютно уверены, что каждый человек в своей жизни делает много хорошего, проявляет прекрасные человеческие качества, совершает поступки, равные подвигу в масштабе собственной жизни и своей семьи. Быть родителем особого ребенка – тяжело (крест, судьба, труд, испытание, подвижничество…). Эта творческая работа дает родителям время и возможность остановиться и задуматься о самом главном: о себе, своем ребенке и своих близких, вместе с которыми они проживают жизнь.
Для того чтобы каждая работа засверкала во всем блеске, мы используем ткань черного или глубокого темно-синего цвета. На таком фоне любая скульптура из фольги выглядит впечатляюще торжественно, блеск серебра делает любую работу дорогой и достойной всеобщего внимания, которую хочется рассматривать со всех сторон и говорить о ней с автором. И автору хочется говорить – о себе; о том, как заиграла в его воображении и руках конкретная тема; о тех чувствах, которыми наполнился; о дорогих ему людях. «Памятники» родителей особых детей - за волю к жизни и терпение, за веру в своего ребенка, за неустанный каждодневный труд, за умение радоваться вопреки всему, за любовь и поддержку, за стойкость и мужество в жизненных испытаниях…
Сила воздействия и эмоциональная насыщенность этой работы огромная. Символически - размышляя о своих «подвигах» и создавая «памятник» из фольги человек своими руками формирует (подбирает образ, идею) и укрепляет (воплощает в материале, придает форму) собственное достоинство («мне есть за что себя уважать и есть, чем гордиться»).
3. В настоящее время комплексность и мультидисциплинарный подход в системе оказания психологической поддержки семьям с особым ребенком наиболее полно и эффективно могут быть реализованы в рамках проектной деятельности. В разнообразных проектах единую задачу совместно решают врачи, клинические психологи, логопеды, социальные работники, волонтеры, родители, фонды, государственные учреждения и общественные организации. Проект создает благоприятные условия для конструктивных отношений, возникающих на основе общности целей, ценностей, интересов; совместной деятельности, в результатах которой заинтересованы все участники.
Был реализован благотворительный проект, в котором семьям с особым ребенком была предоставлена возможность принять участие в фотосессии.
В данном случае фотопроект является вариантом арт-терапии (фототерапии) для работы с образом «идеального Я» личности членов семьи и семьи с особым ребенком - как коллективного субъекта, решая психологические и психотерапевтические задачи.
В интерьерах профессиональной студии вместе с фотографом семьи создавали невероятную атмосферу новогоднего праздника, красоты и добра, стремились передать пожелания всем семьям – радости, любви и семейного тепла. Часть фотографий была передана участникам в течение нескольких дней после фотосъемки, а через 6 недель была организована тематическая встреча, посвященная обсуждению этого события – участия семей в фотопроекте, с совместным просмотром фотографий и вручением дисков с полным фотокомплектом каждой семьи.
На встрече участники говорили о том, что фотосессия стала для них очень важным событием: вопрос участия обсуждался со всеми членами семьи, принималось совместное решение; к фотосъемке готовились (члены семьи корректировали свои текущие планы, намечали, как будут добираться, что взять с собой, как будут выглядеть, что наденут и т.д.); отмечали, что были некоторая тревога и волнение (как будут реагировать их дети, что и как будет происходить в студии); вспоминали, что сам процесс (встреча в студии, взаимодействие с визажистом, фотографом, с близкими в процессе съемки) был несколько хаотичным, но интересным, легким и приятным, и только по завершении и уходу домой чувствовалось, как все устали; говорили о приятном удивлении от того, как свободно и творчески вели себя «особые» дети, как легко они отзывались на то, что просил и предлагал фотограф, как дети были адекватны и терпеливы; отмечали свои яркие впечатления от красоты в студии, которой очень хотелось соответствовать; делились тем, с каким нетерпением и предвкушением они ждали первых готовых фотографий и как были потрясены увиденным, как звонили своим родственникам, друзьям и знакомым – рассказывали об этом и показывали фотографии, как слушали – что говорят и как воспринимают эти фото окружающие…
Событие – это значимое для субъекта изменение в окружающей действительности, в его поведении и внутреннем мире. Можно утверждать, что эта фотосессия для семей с особым ребенком стала тем явлением, которое естественным образом объединяет разных людей (детей и взрослых), задает общее содержание для восприятия, переживания и осмысления, будит желание поделиться впечатлениями, всмотреться и вслушаться в себя и своих близких, сделать шаг от собственного мнения к позиции другого, довериться, открыть себя и мир своей семьи для других людей.
В парадигме стресса и копинга (Р. Лазарус, А. Каннер, С. Фолкман) – позитивные эмоции выступают «движущей силой», мотивирующей копинг, «глотком свежего воздуха», дающим передышку в состоянии отчаяния, и «строительным материалом» для восстановления затраченных ресурсов. Серия созданных семейных фотографий может способствовать поиску, созданию и осмыслению «согласованного образа «Мы», присущего функциональным семьям, выполняющего компенсаторную интегрирующую и защитную функции. Е.В. Куфтяк к числу регенеративных внесемейных факторов в ситуациях стресса семей с особыми детьми относит поддержку семьи и чувство самоуважения («…получение поддержки от общества и друзей, а также развитие чувства собственного достоинства и уверенности важны в улучшении психоэмоционального состояния ребенка с отклонениями в развитии.»). Семейные фотографии, на которых «все мы» - красивые, дружные, любящие, веселые, счастливые, «мы» - семья, в которой хорошо и тепло каждому - на долгое время становятся ценным и мощным позитивным ресурсом для каждого члена семьи как на личностно-индивидуальном уровне, так и на групповом (внутреннем - общесемейном и внешнем – социальном). Событие, насыщенное значимыми позитивными переживаниями, запечатление и отражение их на семейных фотографиях могут являться стимулами преобразующей активности человека, направленной на мир, семью и самого себя.
Другие статьи по теме