Прикладной анализ поведения (АВА-терапия). Базовый курс
Преподаватель
Особенностью программы является формат её проведения - "живые" вебинары с возможностью просмотра записей в течение всего курса обучения.
Поведение — это деятельность живых организмов. Применительно к человеку поведение — это все, что делают люди, в том числе то, как они двигаются, что говорят, что думают и что чувствуют.
Чтобы определить, является ли данное движение поведением или нет, можно воспользоваться критерием мертвеца: «Если мертвец может это сделать, это не поведение, а если не может — поведение». Применив критерий мертвеца, мы видим, что падение от резкого порыва ветра не поведение (мертвец тоже упадет), а вскрик «Ай» во время падения, взмах руками и кувырок по земле — поведение.
из книги Д. Купера, Т. Герона, У. Хьюарда «Прикладной анализ поведения».
Прикладной анализ поведения (сокр. ПАП или «АВА-терапия» от англ. Applied Behavior Analysis) – популярная, динамично развивающаяся естественно-научная, прикладная дисциплина Эксперты отмечают, что сегодня в этой области происходит взрывной рост числа потенциальных практиков и их клиентов. Популярность прикладному анализу поведения обеспечила возможность эффективного применения в самых разных сферах психологической практики, ориентация на позитивный (исключающий наказания) подход, высокая результативность и наглядность получаемых результатов, их измеримость и предсказуемость, «технологичность» используемых методов и техник.
Методы и техники прикладного анализа поведения за рубежом широко используются, в здравоохранении, социальной работе, в том числе, для улучшения качества жизни пожилых людей и людей с инвалидностью, для совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовании – обеспечения дисциплины, усиления мотивации, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, помощи в освоении знаний и навыков детям с аутизмом и другими нарушениями в развитии; в управлении организационным поведением, поведением в военной сфере и даже в робототехнике.
В нашей стране прикладной анализ поведения только начинает свой путь. Сегодня специалисты по ПАП крайне востребованы как для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии – расстройства аутистического спектра, гиперактивность, нарушения в двигательной сфере, нарушения речи др., так и более широко – в воспитании и обучении детей жизненным навыкам, в том числе дисциплинированному поведению на уроках, самоконтролю и саморегуляции, коммуникации и кооперации со сверстниками и др. ПАП активно изучают педагоги и родители, желающие осознанно и результативно взаимодействовать с детьми в процессе их обучения и воспитания.
Цель
Формирование у слушателей практических навыков применения приемов, техник, методов, разработанных в рамках прикладного анализа поведения, в своей практике психологической помощи, в обучении и воспитании детей, в том числе, имеющих нарушения в развитии, а также для улучшения качества собственной повседневной жизни.
Задачи
- Сформировать у слушателей представление о концепциях, лежащих в основе ПАП, приемах, техниках и методах, разработанных на основе этих концепций, для проведения поведенческого вмешательства.
- Обучить слушателей применению основных приемов и техник ПАП в учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работе, в психологическом консультировании.
- Дать слушателям собственный опыт в наблюдении за поведением, оценке функций поведения, разработке планов изменения поведения, основанных на позитивном подходе (то есть без применения принуждения и наказаний).
Программа
Основные понятия прикладного анализа поведения
Определение ПАП. Основные понятия ПАП: поведение, среда, респондентное поведение, оперантное поведение. Трехкомпонентная модель поведения.
Сбор информации о поведении и его функциональная оценка
Поведение как взаимодействие организма и среды. Роль внешних стимулов в формировании поведения. Функциональная основа поведения. Сбор информации о поведении. Оформление данных о поведении. Графическое представление полученной информации.
Выбор целей изменения поведения. Выбор формируемых навыков
Оценка навыков. Методики оценки навыков VB-MAPP, ABLLS-R. Постановка задач для работы по обучению навыкам. Долгосрочные, поведенческие (среднесрочные) и промежуточные (краткосрочные) задачи. Разработка плана обучения новым навыкам.
Методы усиления и ослабления поведения. Гашение поведения
Усиление желательного поведения, ослабление проблемного поведения. Эффективность подкрепления. Выбор подкрепления. Режимы (расписания) предоставления подкрепления. Гашение поведения. Наказание.
Методы формирования учебных и социальных навыков
Основные методы обучения: метод отдельных блоков, шейпинг, метод обучения по цепочке. Использование подсказок. Подбор и создание обучающих материалов. Работа с планами и протоколами обучения навыкам. Обучение в естественной среде.
Методы коррекции проблемного поведения
Методики предупреждения проблемного поведения: визуальные расписания и подсказки, использование таймеров, поведенческие договоры, прайминг, видеомоделирование, социальные истории. Методики реагирования на нежелательное поведение: отвлечение и перенаправление, предоставление выбора, комментирование, напоминание о поощрении.
Методы обобщения и сохранения сформированных навыков
Сохранение и обобщение новых навыков. Подготовка лиц, контактирующих с ребенком, методам поддержки изменений в его поведении, которые были достигнуты в ходе работы. Методики обобщения. Проведение тренингов с членами семьи и другими взрослыми, с которыми живет или проводит время ребенок.
Профессиональная этика специалиста, работающего с поведением
Профессиональная этика специалиста ПАП по отношению к клиенту-ребенку, его родителям, другим специалистам и другим участникам образовательного процесса. Важность сохранения конфиденциальности.
Расстройства аутистического спектра (РАС): основные сведения, методы диагностики, диагностические критерии
Диагностические показатели РАС по МКБ-10 и DSM-V. Проявления особенностей РАС в повседневной жизни человека. Скрининг РАС. Постановка диагноза РАС. Диагностические методики. Развитие и социализация людей с РАС. Мифы об аутизме. Направления коррекции РАС.
Стоимость
Полная стоимость программы 36 000 руб.
Возможна оплата:
- в 2 этапа по 18 000 руб.
При единовременной оплате не позднее 3-х календарных дней до начала занятий предоставляется скидка 7% и стоимость обучения составляет 33 500 руб. за весь период обучения.
Расписание
Группа обучающихся
|
Занятия будут проходить один раз в неделю с 19.00 до 22.15, включая перерыв 15 минут
|
---|---|
--- | февраль |