Венгер Александр Леонидович
Доктор психологических наук, психолог, преподаватель психологии.
Эксперт в области:
- Детской психологии,
- Клинической психологии развития,
- Психолого-педагогического консультирования,
- Психодиагностики,
- Экстренной психологической помощи людям, пережившим экстремальную ситуацию,
- Интеллектуального развития дошкольников, формирования математических представлений у младших школьников.
Награды:
- Наградной крест «Защитнику отечества» II степени за работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф.
- Памятная медаль МАРО «За особые заслуги в развивающем обучении».
Участие в конкурсе «Золотая Психея»:
- «Клиническая психология развития», учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры (в номинации «Книга года по психологии», 2017 г.), номинант.
- «IV Международная научно-практическая конференция "Психология третьего тысячелетия", памяти профессора Л.Ф. Обуховой», 17-18 апреля 2017 года, Дубна (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант.
- «Детская и подростковая психотерапия», учебник для бакалавриата и магистратуры (в номинации «Книга года по психологии», 2015 г.), лауреат.
- «II Международная научно-практическая конференция "Психология третьего тысячелетия"», 2-3 апреля 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), номинант.
- «I Международная научно-практическая конференция "Психология третьего тысячелетия"», 17-18 апреля 2014 г. (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2014 г.), лауреат.
Сведения об образовании:
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», 1972 г.
Тема кандидатской диссертации: «Формирование операций и организаций действия у детей дошкольного возраста», 1997.
Тема докторской диссертации: «Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка», 2002.
Курсы по психокоррекции и динамическим методам диагностики (1991-1992, Институт Адасса-ВИЦО-Канада, г. Иерусалим).
“Mediated Learning Experience and Learning Potential Assessment Device (LPAD)”, The International Center for the Enhancement of Learning Potential, Jerusalem, Israel («Опыт опосредованного обучения и система оценки учебного потенциала», Международный центр по развитию учебного потенциала, Иерусалим, Израиль).
«Психотерапия», Российская медицинская академия последипломного образования.
«Психиатрия», Российская медицинская академия последипломного образования.
Семинар “Pedagogical Assessment”, The University of Manchester, UK (“Педагогическая оценка”, Манчестерский университет, Великобритания).
Семинар “Competence Approach in Testing”, Educational Testing Service (ETS), Princeton, NJ, USA (“Компетентностный подход в тестировании”, Служба тестирования в образовании, Принстон, Нью Джерси, США).
Профессиональный опыт:
Исследовательская, преподавательская и практическая работа в психологии, общий стаж 45 лет.
Профессор кафедры психологии Государственного университета «Дубна».
Ведущий научный сотрудник Научного центра здоровья детей Минздрава РФ.
В 1990-1998 гг. - старший исследователь Международного центра по развитию учебного потенциала (г. Иерусалим, Израиль).
Проекты:
- 1988–1989: психологическая реабилитация жертв землетрясения в г. Спитак
- 1992: психологическая помощь детям и подросткам, находящимся в стрессовом состоянии в связи с ракетными обстрелами Израиля Ираком (Иерусалим, Тель-Авив, Рамат-Ган; Израиль).
- 1990–1998: психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших в результате террористических актов (Израиль).
- 2002: психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате теракта в московском театре «Норд-ост».
- 2004: психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате катастрофы в московском аквапарке «Трансвааль».
- 2004: психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в результате теракта в школе №1 г. Беслан.
Публикации, книги:
- Родители просят совета. М.: Знание, 1981.
- На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000.
- Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство (в 2-х ч.). М.: Генезис, 2001; 2-е изд., 2005; 3-е изд., 2006; 4-е изд., 2007. Перевод на литовский язык: Psichologinis konsultavimas ir diagnostika: praktinis vadovas. Vilnius: Presvika, 2008, 2010.
- Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2001. (соавтор Г.А.Цукерман). 2-е изд., 2003; 3-е изд., 2004; 4-е изд., 2005; 5-е изд., 2007.
- Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1982–1985 (соавтор Л.А.Венгер). 2-е изд.: М.: Дрофа, 2010. Переводы (дополнены и переработаны): На испанский язык: El hogar: una escuela del pensamiento. M.: Ed. Progreso, 1988. На португальский язык: Como educar o seu filho. M.: Ed. Progresso, 1989.
- Actividades inteligentes. Jugar en Casa con Nuestros Hijos en Edad Preescolar. [Интеллектуальные занятия. Играем дома с нашими детьми-дошкольниками (на исп. яз.)]. Madrid: Antonio Machado, 1993 соавтор Л.А. Венгер).
- Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2002. 2-е изд., 2004; 3-е изд., 2005; 4-е изд., 2006; 5-е изд., 2007; 6-е изд., 2010. Перевод на литовский язык: Psichologiniai piešinių testai. Vilnius: Presvika, 2007.
- Теоретические основания экстренной психологической помощи детям и подросткам: учебное пособие. М.: Смысл, 2007 (соавторы: Е.И. Морозова, Е.Г. Дозорцева).
- Психологическая помощь детям и подросткам после бесланской трагедии. Владимир: Транзит-ИКС, 2009 (соавтор Е.И. Морозова).
- Экстренная психологическая помощь детям и подросткам: учебное пособие. Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2016 (соавтор Е.И. Морозова).
Участие в конференциях:
- 19th Conference of the European Association of Psychology and Law (EAPL). Sorrento, Italy, 2-5 September 2009 (19-я Конференция Европейской ассоциации психологии и права. Сорренто, Италия, 2-5.09.2009).
- Всеросс. научно-практич. конф. «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии». Москва, 14-15 февраля 2013.
- XVII конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». Москва, 14–16 февраля 2014 г.
- II Международная научно-практич. конф. «Психология третьего тысячелетия». Дубна, 2015.
- V Международная научно-практич. конф. «Психология третьего тысячелетия». Дубна, 2018.
- VIII Международн. научн. конф. «Психологические проблемы современной семьи». Москва – Екатеринбург - Звенигород, 3-6 октября 2018.
Область профессиональных интересов:
Клиническая психология развития, психолого-педагогическое консультирование, психодиагностика, экстренная психологическая помощь людям, пережившим экстремальную ситуацию, математическое моделирование эмоциональных процессов и механизмов принятия решений.
Преподаватель в курсах:
- — Теория и практика в арт-терапии. Интегративный подход (только для психологов)
- — Теория и практика в арт-терапии. Интегративный подход
- — Использование изобразительной деятельности в психотерапии и психокоррекции
- — Психологическое консультирование детей и родителей