Терапия принятия и ответственности (ACT)
Терапия Принятия и Ответственности (АСТ) – одно из новейших, революционных направлений поведенческой терапии, основанное на принципах осознанности (майндфулнесс), которое доказало свою эффективность в широком спектре общих психологических, а также клинических ситуаций: при тревожных расстройствах, депрессии, рабочем стрессе, ПТСР, хронической боли, обсессивно-компульсивном расстройстве и др.
АСТ можно классифицировать как экзистенциальную, гуманистическую, когнитивно-поведенческую терапию. Прочно базируясь на традициях эмпирической науки, основной акцент данный подход делает на ценностях, принятии, проживании момента настоящего, сострадании, развитии трансцендентного ощущения себя.
АСТ бросает вызов базовым правилам большинства школ западной психологии, допуская, что психологические процессы в сознании «здорового» человека часто деструктивны и создают психологическое страдание.
Устранение или снижение симптомов не является целью АСТ, поскольку именно постоянные попытки избавиться от симптомов, избегание переживаний и контроль эмоций и приводят к психическим проблемам и расстройствам. АСТ учит преобразовывать наше взаимодействие с неприятными чувствами и мыслями таким образом, чтобы мы не воспринимали их как проблему или симптом, и чтобы они оказывали наименьшее влияние на наше поведение и действия.
АСТ использует большое количество практик осознанности, метафор, парадоксов, техник и упражнений на взаимодействие с когнитивными процессами (мыслями, воспоминаниями), переживаниями (чувствами, эмоциями, импульсами), прояснение ценностей и целей, а также развитие навыков их реализации для проживания эффективной и удовлетворяющей жизни.
Проживать насыщенную и осмысленную жизнь, принимая ту боль, которая неизбежной ей сопутствует, - так можно обобщенно описать суть и цель Терапии Принятия и Ответственности.
АСТ способен кардинально перевернуть наше представление о том, что есть счастье и страдание, разрушая общественные и культурные мифы, и показать, как мы попадаемся в «ловушку счастья», но главное – может научить тому, как из нее выбраться.
Курс готовит специалистов в области краткосрочной практической терапии, которая позволяет помогать клиентам с разным спектром психологических проблем, развивая их психологическую гибкость и способность к осознанному, основанному на ценностях поведению.
После освоения курса специалисты могут использовать полученные теоретические знания и практические инструменты в консультативной практике.
Категория участников: лица, имеющие высшее психологическое, психолого-педагогическое образование; лица, получающие высшее психологическое, психолого-педагогическое образование; лица, имеющие диплом о профессиональной переподготовке в области психологии на базе высшего образования.
Цель
Познакомить участников с теоретическими основами, концепциями и принципами АСТ, а также обучить основным техникам и методам практической работы с клиентами.
Задачи
- Сформировать умения и навыки консультирования в данном подходе.
- Научить справляться с распространенными проблемами, возникающими в процессе консультирования.
- Применение теоретических основ и отработка техник на практике с обратной связью.
В результате прохождения программы вы:
- Познакомитесь с теорией и практическими инструментами АСТ.
- Узнаете, как АСТ может быть полезен и эффективен при решении разных психологических проблем.
- Научитесь видеть проблему клиента с точки зрения ключевых терапевтических процессов АСТ.
- Научитесь применять практические инструменты АСТ (техники, упражнения, метафоры и др.) в процессе консультирования.
- Научитесь выстраивать структуру сессии и гибко менять интервенции в зависимости от особенностей клиента и терапевтической ситуации.
- Узнаете, как помочь клиенту совершать осознанный выбор и реализовывать ценностно значимые цели в жизни.
Преподаватели
Программа
Модуль 1:
- Что такое АСТ? Цели АСТ.
- Природа человеческого страдания.
- Язык и ум. Эволюция человеческого ума.
- 6 ключевых терапевтических процессов АСТ.
- 6 ключевых патологических процессов психологической ригидности
- Точка выбора (теория и практика).
Модуль 2:
- Когнитивное сцепление: понятие, 6 категорий.
- Работа с когнитивным сцеплением (метафорическая демонстрация).
- Принцип эффективности (workability).
- Эмпирическое избегание (понятие, метафоры).
- АСТ и Майндфулнесс.
- Функциональный контекстуализм. Понятие контекста в АСТ.
Модуль 3:
- Первая сессия с клиентом (контакт, информированное согласие, правило паузы, прояснение запроса). Понимание проблемы клиента через линзу шести ключевых терапевтических процессов.
- История клиента (8 ключевых областей исследования).
- Поведенческие цели vs. эмоциональные цели vs. цели результата в терапии.
- Рефрейминг эмоциональных и др. целей в поведенческие. Вопрос «волшебная палочка», «документальный фильм».
- Первоначальные интервенции.
- Домашние задания.
- Структурирование сессии.
- АСТ Case Formulation Worksheet (рабочий лист клиентского случая).
Модуль 4:
- Понятие «креативной беспомощности» и применение в терапевтической работе.
- Пять ключевых вопросов при работе с «креативной беспомощностью».
- Рабочий лист «Join the DOTS».
- Терапевтические отношения (основные принципы и правила).
- Борьба (сопротивление) как проблема.
- Интервенции на распознавание борьбы как проблемы (упражнение Pushing Away Paper; метафоры).
- Интервенции, направленные на разрушение иллюзии эмоционального и когнитивного контроля.
Модуль 5:
- Якорь как инструмент майдфулнесс.
- Когнитивное расцепление (понятие, навыки).
- Практические инструменты работы с когнитивным расцеплением (метафоры, техники расцепления с мыслями).
- Распространенные ошибки начинающих терапевтов при работе с расцеплением.
- Практические советы для эмпирических упражнений.
- Барьеры клиента и терапевта на пути к когнитивному расцеплению.
- Стратегии работы с ‘беспомощностью’ и ‘поиском причин’.
Модуль 6:
- Контакт с настоящим моментом (опыт здесь-и-сейчас).
- Цена невовлеченности и негибкого внимания.
- Развитие навыков вовлеченности в опыт настоящего момента (упражнения).
- Роль контактирования с настоящим моментом в каждой сессии.
- Ценности, 6 ключевых характеристик.
- Ценности vs цели.
- Способы прояснения ценностей.
- Работа с ценностями (техники, метафоры).
- Барьеры к осознанию и контакту с ценностями.
Модуль 7:
- Self-compassion (сострадание к себе, самоподдержка). 6 составляющих Self-compassion.
- Ценностно-значимое действие.
- Основанные на ценностях способы решения проблем.
- Постановка целей. Цели SMART.
- Принятие (понятие, синонимы).
- Функции эмоций.
- Работа с чувствами и эмоциями. Техники (теория и практика).
Модуль 8:
- Внутренние барьеры к изменениям.
- Мотивация (эффективность и намерение).
- Самые распространенные причины, поддерживающие неэффективное в долгосрочной перспективе действие.
- Осознание цены и вторичной выгоды неэффективного поведения (базовые вопросы).
- Наблюдающее Я (понятие, техники и метафоры для терапевтических интервенций).
- Ригидная и гибкая Я-концепция.
- Основные способы АСТ, усиливающие гибкое мышление (рефрейминг, гибкая перспектива и др.).
Стоимость
Полная стоимость программы 67 000 руб.
- возможна оплата в 2 этапа по 33 500 руб.
При единовременной оплате не позднее 3-х календарных дней до начала занятий предоставляется скидка 7% и стоимость обучения составляет 62 300 руб. за весь период обучения.
По завершении обучения в течение 3-х лет выпускникам, прошедшим 2 программы повышения квалификации, предоставляется 5% скидка на все тренинги.
Расписание
По выходным (Сб) с 11:00 до 18:00 |
---|
сентябрь 2024 г. |
Отзывы
Я благодарю Светлану за высокий профессионализм, огромный учебный и практический материал, детальную проработку методик, дополнительные рассылки, помощь и поддержку. Это современное важное направление, дополняющее прежние возможности так, что на следующий день после занятий я могла применять новые подходы в работе и, что очень важно, эти практики помогают и мне самой меняться и действовать. Спасибо Светлане и Институту за эту программу, надеюсь на продолжение и желаю успешного развития.
Другие программы по тематике «Практическая психология и психотерапия»