Top.Mail.Ru
phone
Open
Close
Направления обучения Преподаватели Отзывы Контакты
Профпереподготовка
+7 (985) 330-60-02
Повышение квалификации
+7 (985) 806-32-26
Время работы: пн-вс 10.00-21.00
Москва, м. Белорусская, 5-я улица Ямского поля, д. 5, стр. 1 (вход с 1-й улицы Ямского поля)
Корпоративный психолог

Профессиональная переподготовка. Онлайн. 19.04.2025

Подробнее
Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее
Сексология в работе практического психолога

Профессиональная переподготовка. Онлайн. 19.04.2025

Подробнее
Психотерапия: от теории к практике

Профпереподготовка. Очно. 19.04.2025

Подробнее
Практический психолог со специализацией по когнитивно-поведенческим технологиям

Профпереподготовка. Онлайн. с 15.02.2025 Можно присоединиться!

Подробнее
Консультирование и психотерапия детей и подростков

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее
Танцевально-двигательная терапия: о главном

Повышение квалификации. Онлайн. 10.04.2025

Подробнее
Методы когнитивно-поведенческой терапии в консультировании и психотерапии

Повышение квалификации. Онлайн. 07.04.2025

Подробнее
Психологическое консультирование методом МАК

Повышение квалификации. Онлайн. 21.04.2025

Подробнее
Психологическая коррекция пищевого поведения

Повышение квалификации. Онлайн. 15.05.2025

Подробнее

Профессиональное самоопределение как часть жизненного самоопределения старшеклассников

В современном мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых профессий и специальностей, требующих освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня во все более раннем возрасте, в противном случае, время может оказаться упущенным, и подросток окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.

Профессиональное самоопределение связано с вхождением личности в то или иное профессиональное сообщество. Усвоение личностью общественных норм и правил – социальная составляющая профессионального самоопределения, которая измеряется способностью человека эффективно действовать в своих и общественных интересах. Отсюда и механизм профессионального выбора – принятие решений с учетом социально-экономического контекста.

В исследованиях отечественных ученых профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация рассматриваются в аспекте социализации личности (Бочарова В.Г., Галагузова З.А., Климов Е.А., Кон И.С., Михайлычев Е.А., Петров Ю.П., Шубкин В.Н.), во взаимосвязи с профессиональными намерениями (Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.), профессиональной направленностью (Захаров Н.Н., Сахаров В.Ф., Чистякова С.Н.), и профессиональным становлением личности в целом (Власов Т.П., Сазонов А.Д.).

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное и др.

Профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей  деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [2, 176].

А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер под профессиональным самоопределением понимают самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соответствия их с требованиями профессии. Власова Т.П., Зимовина О.А., Гейжан Н.Ф., Гриншпун С.С., Мешковская О.П., Чебышева В.В. считают, что ведущим является акцент на функции побуждения и планирования поведения и деятельности человека, поэтому авторы, прежде всего, анализируют жизненный план становления, зафиксированную решением направленность на осуществление выбора определенной профессии или специальности. Профессиональное самоопределение трактуется также как представления подростка о своем будущем роде занятий в виде предполагаемых, возможных для данного школьника вариантах (Гейжан Н.Ф.), как устойчивое стремление личности овладевать профессией и получить соответствующее образование (Гриншпун С.С., Мешковская О.П.), как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, которые включают в себя понимание значения и его путей, стремление к ознакомлению с миром профессий, предпочтительных областей труда, деятельности, к овладению знаниями, необходимыми для избираемой профессии (В.В. Чебышева) [6, 14].

Структура профессионального самоопределения включает ряд компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент, который обеспечивает направленность на профессиональное самоопределение и включает в себя профессиональный интерес, мотивы самоутверждения, достижения цели, познавательный интерес.
  2. Интеллектуально-содержательный компонент, включающий в себя знания о профессии, состояние самосознания, владение способами познавательной деятельности, личностный опыт.
  3. Рефлексивно-оценочный (самооценочный, познавательно-личностный) компонент, характеризующийся способностью к самоконтролю, способность видеть цель, проявлять усилия для ее достижения, самокритикой [4, 34].

Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет.

Профессиональное самоопределение сегодня – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения:

  • Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени (социологический подход, который исходит из запросов общества).
  • Во-вторых, как процесс принятия решений, посредствам которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда – с другой (социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности).
  • В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессия (дифференциально-психологический подход, исходящий их свойств личности) [5, 14].

Поиск и выбор профессии, профессиональное самоопределение и развитие, овладение профессией, эффективная реализация себя в трудовой деятельности, наконец, достижение успеха и счастье в труде представляют собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс. В психологических исследованиях, посвященных изучению динамики этого процесса, было установлено, что в нем достаточно отчетливо выделяются четыре стадии, каждой из которых соответствует свой психологический критерий [3, 82].

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, труда и профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия – это период профессионального обучения и воспитания, т.е. целенаправленной подготовки по избранной деятельности и овладения всеми тонкостями мастерства.

Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности – формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.

Третья стадия связана с активным вхождением в профессиональную среду, отражающим переход учащегося к новому типу деятельности – к  труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т.п. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношений, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии – степень овладения операциональной стороной  деятельности, уровень сформированности значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [3, 83].

Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельное обдумывание не только вариантов своего будущего старта, но и жизненного пути в целом. У подростка и старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились определенные отношения к разным областям труда, представления о многих профессиях, самооценка своих возможностей, ориентация в социально-экономической ситуации и многое другое, что в целом характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к выбору профессии. В психологической готовности к самоопределению, как и к другим видам самоопределения (личностному, социальному), ведущую роль играет самосознание, т.е. осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний в разных областях жизни и деятельности, система ценностных ориентаций, личностный смысл выбираемой профессии и жизни в целом и прочее. Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает самооценка, так как именно она позволяет человеку понять, познать и оценить самого себя, свои личностные качества, возможности, способности, желания, мотивы, чувства.

Ситуация профессионального самоопределения для школьников подросткового и раннего юношеского возраста оказывается ситуацией трудной еще и в силу своей неопределенности:

  1. Слабое знакомство с многообразным, сложным, все время изменяющимся миром современных профессий затрудняет выбор своего профессионального пути.
  2. Низкий уровень психологических знаний не позволяет школьникам самостоятельно и уверенно ориентироваться в своем собственном внутреннем мире, в своих личных качествах, без чего профессиональное самоопределение как намеренный сознательный процесс невозможен.
  3. Трудности возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто, и у учителей, и у родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется.
  4. Мешает позитивному развитию профессионального самоопределения распространенное заблуждение относительно весьма жесткой предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности [1, 10].

Эффективность профориентационной работы обусловлена обеспечением социально-педагогических условий и использованием различных форм и методов профориентации. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно не только решать когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь старшеклассникам в поиске смыслов предстоящих жизненных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

Список литературы

  1. Дубровин Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. -2004.- № 4.- С. 17-24
  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004.- 246 с.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина; Под ред. Л.М. Митиной. - М., 2005.- С. 289 с.
  4. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М., 2002.- 202 с.
  5. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М., 2004.- 334 с.
  6. Хоменко А.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников.- М., 2002.- 268 с.
Назад