Проективные методики в психологии
Сознание и подсознание человека пребывает в тесной связи, что обязательно находит отражение в особенностях взаимодействия с внешним миром, в поведении, реагировании на те или иные события, индивидуальном стиле, ориентирах и ценностях. В свою очередь, проективные методики – это рисуночные техники, позволяющие диагностировать при помощи анализа «всплывающих» из подсознания ассоциаций эти особенности.
Проективные методики: общая характеристика
Проективный метод – способ психодиагностики личности, направленный на выявление неосознанных потребностей, желаний, мотивов, конфликтов, самооценки и других аспектов личности. Все такие методики объединяет неоднозначность интерпретации, так как существует большое количество вариантов расшифровок.
Именно благодаря применению проективных методик в психологии появляется возможность узнать истинное отношение человека и его подсознания к тем или иным вещам. Если пытаться изъять необходимую информацию от него напрямую, не завуалированно, высока вероятность получить социально желаемые или ложные ответы. Кроме того, часто психикой человека используются защитные механизмы для ограждения ее от травмирующих эмоций и чувств, что серьезно затрудняет диагностику. Проективный метод как раз-таки позволяет обойти психологический барьер и получить истинную информацию. А чтобы убедиться в правильности своих предположений, психолог в ходе работы с клиентом задает уточняющие вопросы, при помощи которых он выясняет, что именно означают его определенные слова или действия.
Проективные методы имеют как свои плюсы, так и минусы. К преимуществам таких психодиагностических техник можно отнести:
- высокая точность полученных результатов;
- клиент не понимает значимость заданий и вопросов, что позволяет ему отвечать наиболее честно, не стараясь выглядеть «правильно»;
- отсутствует само понятие правильных и неправильных ответов;
- нет оценочных баллов, анализируются особенности каждой личности в индивидуальном порядке.
Есть у проективных методик и свои недостатки:
- в связи с предоставляемой психологу некоторой свободы в интерпретации результатов это может стать и серьезной трудностью в анализе данных для недостаточно опытного специалиста;
- сложность в самостоятельном проведении;
- требуют от использующего такие методики серьезной подготовки, поэтому по-настоящему квалифицированных специалистов в этом направлении не так уж и много.
Так как проективные методики являются низко стандартизированными, их рекомендуется применять с точными опросниками и тестированиями.
Виды проективных методик
Проективные методики в психологии подразделяются на несколько видов:
- Конструктивные. Направлены на диагностирование доминирующих характеристик и черт личности. Сюда можно отнести техники, предполагающие взаимодействие с готовыми элементами – фигурками, деталями и прочим. Испытуемому необходимо, используя эти элементы, собрать единую картину.
- Интерпретационные. С их помощью раскрываются внутренние установки, ориентиры, чувства человека. Пользуясь фотографиями, иллюстрациями или картинками, он говорит о том, как и что воспринимает на предоставленных карточках.
- Экспрессивные. Помогают приоткрыть скрытые от внешнего мира стороны личности. Могут заключаться в изучении рисунков, почерка, стиля общения.
- Импрессивные. Дают возможность выяснить потребности, желания и предпочтения тестируемого. Техники предполагают выбор человека наиболее приятных для него фигур, цветов, снимков и других образов из предлагаемых.
- Конститутивные. В их рамках применяются методики, предназначенные для определения мотивов, уровня тревожности и других характеристик личности. В ходе таких исследований испытуемому предлагают продолжить какой-то стимул или придать ему определенный смысл. Яркий пример таких техник – незавершенный рисунок.
- Катартические. Их задача – дать возможность человеку раскрыть глубоко «спрятанные» переживания, чувства, эмоции. Обычно реализуются в виде сценок или игр.
- Аддитивные. Диагностируют отношение человека к тем или иным вещам, ситуациям. Позволяют вскрыть внутренние конфликты и мотивы. Как правило, задействуются техники, в которых тестируемому нужно продолжить предложение или историю.
Вариантов ответов в проективных методиках нет. Испытуемому дается в этом плане полная свобода.
Обзор основных методик
Мы рассмотрели, какие в психологии существуют виды проективных методик. Теперь рассмотрим техники, которые можно назвать наиболее известными и применяемыми в психодиагностике чаще всего.
Пятна Роршаха
Самый известный пример проективной методики в психологии – тест Роршаха, предложенный психологом и психиатром швейцарского происхождения Германом Роршахом.
Тест заключается в том, что человеку предлагают 10 картинок, на которых изображены абстрактные пятна. Задача исследуемого заключается в необходимости описать, что он видит на картинках. Специалист анализирует полученные ответы и делает вывод о психологическом и психическом состоянии человека.
Рисунок «Человек под дождем»
Испытуемому предлагают нарисовать два рисунка. На одном следует изобразить человека, а на втором – человека под дождем. Изображение можно создавать при помощи красок, простого карандаша, мелков, фломастеров, цветных карандашей – чем человек пожелает.
При помощи такой проективной методики специалист может увидеть, какие в психике тестируемого присутствуют защитные механизмы, какие личностные резервы и способности преодолевать трудности в нем заложены. Также с помощью этого исследования можно проанализировать, как проходит процесс адаптации к новым условиям или коллективу.
Конструктивный рисунок человека и геометрических форм
Указанный проективный метод носит в психологии название психографического теста Либина, согласно которому можно выделить 8 типов личности. Человеку необходимо нарисовать человеческую фигуру, используя всего 10 фигур – треугольники, квадраты, круги.
В каждой фигуре заложен определенный смысл. Анализ рисунка позволяет выявить свойства нервной системы тестируемого, особенности его взаимодействия с другими, черты характера.
Проективная методика «Рисунок дерева»
Методика была изобретена Флоренс Гудинаф – американским психологом, работающей с детьми. Позже Карен Маховер разработала систему критериев, позволяющих произвести оценку особенностей личности. Тест дает достаточно информации, чтобы можно было делать выводы об уровне самооценки человека, его взаимоотношениях с окружающими.
Методика «Три дерева»
В психологии в диагностических целях этот тест используют достаточно часто. Он был изобретен Эддой Клессман – психотерапевтом, родом из Германии. Используется для диагностирования внутрисемейных конфликтов и проблем, их причин, оптимальных способов выхода из сложившейся ситуации.
Методика «Дом – Дерево – Человек»
Эта проективная методика прочно укрепилась в психологии, так как позволяет тестировать как взрослого, так и ребенка. Кроме того, она подходит как для индивидуального применения, так и для проведения исследования в группе людей.
Разработана психологом-американцем Джоном Буком. Тест предлагает нарисовать дом, дерево и человека, а после – пройти опрос. Неспроста для выполнения этой методики были выбраны именно такие изображения. По мнению создателя, они простые в исполнении и интерпретации.
Полученные рисунки позволяют проанализировать уровни психосексуального и интеллектуального развития, потребности и аффективные особенности личности.
Тест «Несуществующее животное»
Указанная проективная методика, созданная Майей Дукаревич, универсальна. Применяется в психодиагностике детей и взрослых, которым предлагают нарисовать несуществующее животное. В ходе интерпретации анализируются имеющиеся бессознательные личностные конфликты, черты, потребности, установки.
Методика «Рисунок семьи»
В психологии эта техника позволяет специалисту и родителям ребенка понять, каково его отношение к членам семьи, к себе и окружающим. При помощи рисунка становится понятным, как ребенок воспринимает внутрисемейные отношения и роль каждого значимого для него родственника.
Психолог обязательно в ходе исследования обращает внимание на то, как ребенок располагает на рисунке его элементы, родителей, себя. Учитываются размеры и взаимодействие фигур, выбранные цвета, а также то, насколько охотно испытуемый взялся за выполнение задания. Также важно услышать от ребенка, что он рассказывает о своем рисунке и его деталях.
Нарисуй человека
При помощи такого теста психолог может сделать вывод о том, как человек воспринимает идеальный образ «Я», какие паттерны поведения и установки демонстрирует, как воспринимает общество в целом.
Техника была создана Карен Маховер, которая использовала для этого тест Флоренс Гудинаф, направленный на диагностику индивидуальных черт личности.
Тест «Незаконченные рисунки» Вартегга
Испытуемому дают восемь квадратов, в которых уже есть какие-то картинки и в каждом из которых содержатся определенные раздражители. Его задача заключается в том, чтобы дорисовать эти картинки в удобной для человека последовательности. Когда работа над тестом будет завершена, ему необходимо пронумеровать последовательность выполнения зарисовок и подписать их.
Психологом учитываются все особенности зарисовок: толщина штриха, нажим, последовательность, движение. Это позволяет приоткрыть завесу психологических механизмов защиты. Результаты проективной методики дают возможность определить особенности личности в восьми сферах:
- Цели.
- Достижение результатов.
- Социальная сторона.
- Самовосприятие, самооценка.
- Восприимчивость.
- Отношение к страхам.
- Способность к адаптации.
- Чувство безопасности.
Тест Вартегга хорош тем, что его можно использовать для психодиагностики детей от 5-ти лет.
Заключение
Проективные рисуночные методы завоевали широкое признание в психологии. С их помощью есть возможность вскрыть то, что надежно «хранится» в подсознательном и не осознается человеком.
Проективные методики используются в различных направлениях психологии, включая арт-терапию, психоанализ и другие подходы. В Институте современных психологических технологий можно пройти повышение квалификации по курсу Арт-терапия: многообразие методов и профессиональную переподготовку по программе Теория и практика в арт-терапии. Интегративный подход, в рамках которых можно существенно расширить свои знания в области применения проективных методик.
Автор: Пунченко Наталья Викторовна
Другие статьи по теме