Top.Mail.Ru
Open
Close
Направления обучения Преподаватели Отзывы Контакты
Профпереподготовка
+7 (985) 330-60-02
Повышение квалификации
+7 (985) 806-32-26
Время работы: пн-вс 10.00-21.00
Москва, м. Белорусская, 5-я улица Ямского поля, д. 5, стр. 1 (вход с 1-й улицы Ямского поля)
Практический психолог со специализацией по когнитивно-поведенческим технологиям

Профпереподготовка. Онлайн. Группа стартовала, можно присоединиться!

Подробнее
Современные методы психологической коррекции и консультирование

Профпереподготовка. Очно. Группа стартовала, можно присоединиться!

Подробнее
Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее
Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс

Онлайн. Идёт набор в группу

Подробнее
Консультирование и психотерапия детей и подростков

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее

Парадокс и парадоксальные методы краткосрочной терапии

Как вы хотите работать с клиентами в терапии, в долгую, изменяя их глубинные установки и взгляды, или в течение 10-15 сессий быстро решить их проблему, устранив с помощью краткосрочных методов и техник симптомы, вызывающие страдание? В основу любой терапии положен образ мышления и методы работы конкретного терапевта, и каждый выбирает для себя, что ему и его клиентам больше подходит.

Современный инновационный подход, ориентированный на результат

Для парадоксальной терапии характерен отход от традиционных психотерапевтических техник, поскольку, определяя симптом как "приятеля" и используя парадоксальные методы, можно гораздо успешнее и эффективнее осуществлять терапию и в кратчайшие сроки достичь выдающихся результатов. Даже одно то, что, например, боль, страх или обида, принимаются клиентом всерьёз и рассматриваются не как враги, а как феномены человеческой жизни, делают такой подход современным и очень привлекательным. Принятие того, что сложно, а порой невозможно принять, помогает клиентам семимильными шагами двигаться к свободе от мучительных переживаний и деструктивного поведения.

Немного истории

Парадоксальная терапия является относительно новой и базируется на парадоксальных методах, которые представляют собой форму краткосрочной терапии. Первоначально они использовались в семейной и системной терапии, став одним из важнейших подходов к терапии семьи. У истоков парадоксальной терапии стояли Хейли (1963, 1976), Сельвини-Палаццоли и ее группа (1978), а также Вацлавик и его сотрудники (1967, 1974). Позже парадоксальные методы заняли важное место в работе специалистов, практикующих краткосрочную терапию в разных терапевтических школах и направлениях.

Парадокс краткосрочной терапии

Сегодня краткосрочная терапия представляет собой синтез лучших быстродействующих методов и техник из разных терапевтических подходов, в том числе приверженцы этой терапии активно используются парадоксальные методы. О них мы и поговорим сегодня.

Основной принцип или девиз парадоксальной терапии звучит так: "Если терапевт велит поступить так-то и так-то, сделай наоборот". То есть терапевты концентрируются на специфическом типе парадокса - прагматическом парадоксе, который не оставляет клиенту никакого выбора. Как это возможно? Поскольку парадоксальное сообщение терапевта представляет собой приказ, то, чтобы его выполнить, клиенту необходимо ему не подчиниться. То есть стратегия терапевта основана на наблюдениях и имеющемся у него терапевтическом опыте, что пациент может измениться только при условии, что он не будет меняться.

Например, следуя парадоксальному приказу "Будь спонтанным" человеку, пытающемуся действовать согласно этому приказу, это заведомо не будет удаваться. И лишь когда он сдастся, то есть примет невозможность выполнить данный приказ, у него с большой вероятностью может получиться действовать спонтанно.

Техника предписания симптома

Самая известная форма прагматического или терапевтического парадокса - предписание симптома, то есть директивное задание терапевта пациенту усиливать симптомы своего заболевания. Попытка придерживаться парадоксального девиза "Я так живу и буду жить так дальше. В этом суть моего существования" быстро дает обратный результат и приводит к изменениям. То есть в рамках терапии специалист предписывает пациенту поведение, которое последний хочет изменить или устранить, при этом он дает пациенту понять, что такое усиление симптома является средством для возникновения изменений.

Вацлавик отмечает, что терапевт рекомендует пациенту измениться, оставаясь тем, кем он есть. И если тот, подчиняясь приказу, пытается намеренно воссоздать или усилить свой симптом, то он перестаёт быть беспомощным по отношению к нему, и такое поведение пациента делает дальнейшее проявление у него симптома невозможным. Если же пациент сопротивляется требованиям терапевта, то и в этом случае цель терапии также оказывается достигнутой, поскольку единственно возможной формой этого сопротивления является отказ от симптома. Важное замечание для терапевтов: при такой работе терапевт не должен комментировать пациенту парадокс, чтобы он всерьез воспринял директивное задание терапевта.

Теоретическое обобщение для лучшего понимания

Подведем итог сказанному выше. При решении своей проблемы пациент, получив предписание терапевта, обретает контроль над симптомом либо через отказ от него (неподчинение приказу), либо через умышленное воспроизведение симптома (господство над симптомом).

Прагматический парадокс (парадоксальный приказ) вызывает изменения в модели мира пациента, которые обусловлены принятием им новой системы координат, а новый опыт переживания выступает в качестве точки координат, задающей расширение его модели мира. То есть благодаря тому, что пациент переживает нечто, что противоречит его собственным деструктивным самоограничениям, лежащим в основе актуальной модели мира пациента, и происходит выход пациента из патологической системы отношений. Таким парадоксальным образом происходит устранение симптома из его жизни и устранение страдания.

Выбирайте лучшие современные методы терапии для своей работы с клиентами!

Приглашаем пройти обучение по программе профессиональной переподготовки «Эффективные методы и техники краткосрочной психотерапии. Курс-практикум».

Автор: Моисеева Светлана Евгеньевна

Назад