Особенности организации образа сознания и структуры личности русских и японцев
Образ является единицей сознания и отражает свойства организации всего сознания в целом. (А.А. Гостев 1992 В.П.Зинченко 1969, Смирнов С.Д. 1985, Shepard 1978, Horowits 1970, Barratt 1953, Василюк 1993)
Культура порождает и несет в себе культуру работу сознания, как составную часть включающую в себя способы обращения с образом сознания (образогенез) (Абаев 1989, Василюк 1998)
Образ имеет культурспецифические черты, отражающие культуру его породившую.
Культуры психологически различаются между собой по специфическим конфигурациям структуры образа сознания, проявляющиеся не только в сознании носителей культуры, но и в закрепленном виде в формах произведений искусства, философских стилях, литературных и музыкальных жанрах, религиозных практиках и т.д. (Выготский 1934,1956)
Чтобы вычленить предмет нашего исследования, мы вводим понятие культура образа (Сидорова 2003). Культура образа – это детерминированные культурой способы организации, функционирования, построения образа, интерироризируемые и усваиваемые посредством общения с носителями культуры и освоения культурных кодов через язык, нормы общения и т. д.
Для анализа культурдетерменированных особенностей построения образа сознания, нами была разработана система оценки образа сознания, в которой мы выделяем:
- содержательные особенности образа сознания (понятно, что содержательно культуры различаются, мы будем встречать в ответ на слово «вкусный ужин» - суши у японцев и картошку с грибами у русских)
- структурное строение образа сознания - применяя в качестве инструмента анализа Модель психосемиотического тетраэдра образа сознания (Василюк 1993,) можно говорить о доминировании и ли задейстововании тех или иных полюсов тетраэдра в конкретной структуре образа. Всего автор модели выделяет 9 полюсов тетраэдра (подробнее, Василюк, 1993)
- динамические характеристики образагенеза, - а именно акты сознания связанные с построением, образа, преобразованием, ассоциированием с другим образом. Среди динамических характеристик образа сознания мы выделяем стратегии продуцирования образа
Чтобы зафиксировать и сделать явным столь неуловимый объект исследования как образ сознания, мы прибегли к помощи рисуночной методики, а именно методики «Пиктограммы». Всего мы использовали 17 стимульных слов и выражений: веселый праздник, развитие, теплый ветер, болезнь, справедливость, вина, тяжелая работа, семья, неприятное прикосновение, мечта, радость, счастье, культура.
Всего в исследовании, которое проводилось на территории 3-х стран (Россия, Япония, США) приняло участие 120 человек - русские и японцы и русские и японские иммигранты в США. Было проанализировано 2040 образов сознания, представленных пиктографически.
Можно сделать выводы, что, русская культура способствует построению образа сознания преимущественно с опорой на чувственно-субъективно воспринимаемый мир значений, японская культура способствует образному кодированию преимущественно с активным участием предметного мира.
Наиболее частой стратегией построения образа сознания представителей японской культуры является предметное интуирование, при которой предмет пропитывается оттенками смыслов и чувств, выступая хранителем информации и ключом к пониманию понятия. Наиболее часто встречаемой стратегией построения образа сознания представителей русской культуры является пластическое идеирование, при которой происходит субъективное вчувствование в мир значений.
Несомненно культура работы сознания затрагивает сферу личностной организации, провоцируя инаковую личностную организацию у представителей различных культур. В психокультурном описании русской личности отражены основные ценности христианской культуры, которые проявляются в таких понятиях как душа, тело, лик, личина, ум, сердце, живот. Концепция «Я» в западной психологии может быть описана в терминах – «внутреннего я» (inner self), «межличностного я» (interpersonal self), и «публичного я» (public self). В Японии отсутствовала до недавнего времени собственная психологическая школа, однако многие антропологи и исследователи, как японские, так и западные (Хсю 1976, Дои (1973), Лебра,1973, Гофман, Матсумото) пытались делать обобщения относительно негласно существующему в Японии пониманию личности и личностной сферы на основе фольклорных, научных, медицинских, лингвистических и мифологических источников.
Как такового же понятия личности в Японии нет (Штейнер, 2005), и в этом нашло отражение буддийская концепция пустоты. Как отмечают многие исследователи в японской личностной сфере наблюдается сильное разделение на «внутреннюю» (субъективное, частное сознание) и «внешнюю» (социальная, межличностная часть) сферы. Лебра отмечает (1976), что «внутреннее Я» - обычно связывают с двумя частями – kokoro – (сердце) и hara- (живот), в то время как «внешнее Я» телесно локализуется на лице и в области рта.
Таким образом, если у русских основным противопоставлением является – духовное - материальное, священное – мирское, а у японцев – это внутреннее и внешнее или субъективное и социальное.
Базируясь на знании и организации японского образа сознания и японской личности автор выработал конкретные практические рекомендации и систему тренингов, касающихся кросс-культурного взаимодействия различных групп представителей русской и японской культур для облегчения и увеличения эффективности межкультурного общения (в частности в бизнес сфере).
Автор: Сидорова В. В.
Другие статьи по теме