Top.Mail.Ru
Open
Close
Направления обучения Преподаватели Отзывы Контакты
Профпереподготовка
+7 (985) 330-60-02
Повышение квалификации
+7 (985) 806-32-26
Время работы: пн-вс 10.00-21.00
Москва, м. Белорусская, 5-я улица Ямского поля, д. 5, стр. 1 (вход с 1-й улицы Ямского поля)
Практический психолог со специализацией по когнитивно-поведенческим технологиям

Профпереподготовка. Онлайн. Группа стартовала, можно присоединиться!

Подробнее
Современные методы психологической коррекции и консультирование

Профпереподготовка. Очно. Группа стартовала, можно присоединиться!

Подробнее
Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее
Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс

Онлайн. Идёт набор в группу

Подробнее
Консультирование и психотерапия детей и подростков

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее

Что нужно терапевту, чтобы не произошло эмоционального сгорания?

Экология специалиста, работающего с психологической травмой

Помимо обучения клиента безопасному контролированию своего состояния, обращения с ресурсами и травматическим опытом, мы уделяем особое внимание также безопасности самого терапевта, работающего с травматическим опытом, с человеком, пережившим травматический опыт.

Что значит безопасность самого терапевта? Я не говорю о проработанности, о достаточном количестве терапевтических часов, пройденных лично самим травматерапевтом, - это требование любой психотерапевтической школы. Важно обучить экологичному обращению с собой, привить профессионалу, работающему со сложными жизненными ситуациями, привычку к заботе о себе.

В этой статье я уделю внимание теме выстраивания терапевтических отношений, наиболее грамотного способа организации границ в контакте. Поскольку только такой терапевт может обеспечить правильное качество близости терапевта и клиента в сессии и безопасное пространство для трансформации травматического опыта.

Будут описаны техники, которые я лично использую в своей работе, такие как заземление, центрирование, отслеживание дыхания и свободный вход и выход из контакта во время терапии. Также за рамками этой статьи в качестве моих рекомендаций остается правильное питание, режим и духовные основания.

Под духовными основаниями я понимаю мировоззрение, основанное на открытом отношении к клиенту, мировоззрение, подразумевающее любовь к ближнему. Оно также обеспечивает здоровье терапевта, который работает со сложными темами.

Как уже отмечалось, люди, перенесшие травму, неэкологично обращаются со своими и чужими границами. Начиная работать с ними, необходимо позаботиться о собственной сохранности.

Это может быть:

  1. принятие того факта, что в их реальности это единственно нормальный способ построения контакта;
  2. работа с собственными границами;
  3. «санкции» против нарушения ваших прав или вашей безопасности;
  4. повышение собственной чувствительности;
  5. добавьте сами по крайней мере один пункт.

Терапевту важно следить за собственной открытостью, так как в этом состоянии мы можем действительно хорошо помочь, при этом не задев свои уязвимые стороны. Если мы открыты, нам не приходится терпеть, мы сохраняемся, поскольку осознаем себя в целом, с наиболее значимыми реакциями тела и психики. Осознавая свои потребности и причины дискомфорта (если таковой случается), мы можем позаботиться о себе самостоятельно или обратившись за помощью. Мы не противопоставляем себя клиенту, не сопротивляемся его воздействию на нас, а реагируем, отвечаем на его самовыражение, каждый раз гибко регулируя границы для обоюдной безопасности рабочей атмосферы на сессии.

Если терапевтом часто движет потребность в удовлетворении своих профессиональных амбиций (когда он ставит перед собой цель быть всегда успешным, не ошибающимся специалистом), эта потребность может стать невротической. Она не позволит терапии быть живой и контактной. Клиент встречается в лице такого терапевта с непрошибаемой стеной гордыни и целеустремленности, не отражаясь, как положено в качественном терапевтическом «дородительствовании», потому что такой терапевт не видит клиента.

На достижение успеха можно потратить уйму сил и энергии в ущерб эмпатии, но так и не стать совершенным, поскольку любой профессиональный рост сопряжен с экспериментами, поиском себя, а, значит, неизбежны и ошибки.

Плюс к этому, подобное отношение к своей работе опасно нервным истощением и профессиональным выгоранием.

Другой вопрос, что путь становления терапевта, особенно травмотерапевта, требует постоянного анализа и рефлексии. Психолог в своей работе время от времени встречается с трудностями, связанными с собственными внутренними конфликтами и слепыми пятнами. Поэтому невозможно преувеличить важность личной терапии специалиста и супервизии.

Как в том анекдоте: « После встречи со мной мой психолог записался на прием к своему психологу».

Повторюсь, чтобы было понятно, что такое открытый контакт:

  • Терапевт присутствует во время сессии всем своим существом: мыслями, переживаниями, поведением.
  • Терапевт доверяет своему клиенту как индивидуальности со своим уникальным опытом, не пытаясь навязать своего опыта, своих выводов, «правильных установок».
  • Терапевт, наблюдая механизмы, сопротивление клиента, воспринимает их не как недостатки ограничения, а как необходимую меру заботы о своей безопасности, заслуживающую уважения (только сам человек решает, нужно ли ему менять привычки бытия, и способен ли он на это).
  • Терапевт телесно включен в терапевтический контакт и замечает моменты контрпереноса и резонанса.
  • Терапевт живо реагирует на происходящее, то есть не игнорирует того, что с ним происходит во время сессии.
  • Терапевт не считает себя экспертом в ситуации своего клиента, а помогает достичь ему ресурсного состояния, из которого тот может интегрироваться, осознавать происходящее с ним, деятельно отвечать на требования среды и свои потребности. В противном случаи, будет происходить вторжение в святая святых человека, обратившегося к нам за помощью, и, кроме вреда, мы не принесем никакой пользы.
  • Терапевт осознает свои «трудные места» и прорабатывает их личной терапии или супервизии.

Это я считаю главными условиями эффективности любого терапевтического подхода.

Перемещение ожиданий с того, что мы работаем вместе с нашим клиентом, на то, что мы должны хорошо работать, приводит к тому, что эффективность работы снижается, напряжение возрастает.

Важно научиться получать удовольствие не от результата, а от процесса. В терапии целителен сам процесс, сам контакт. И это очень интересно и творчески, поскольку дает «родиться в терапевтическое пространство контакта» инсайтам (открытиям) и отношениям с реальностью.

Самая поразительная новизна на сессии – в риске встречаться с тем, что сейчас происходит друг с другом «здесь и теперь» в новых условиях, безопасных и доверительных. Терапевту важно научиться реагировать спонтанно(то есть непосредственно своими фантазиями, опытом, знаниями) на то, что случается на встрече.

Каждый терапевтический ход должен рождаться из актуальной потребности, а не из идеи о методе и запасе техник. Быть живым - самая новая, творческая вещь, самое необходимое условие работы. Особенно чувство исцеляющего контакта – встреча по поводу друг друга и собственных переживаний.

Все это можно отнести и к ведению терапевтических групп. Абсолютно каждый пункт. Один момент, который важно учесть на группе: нельзя находиться в контакте с несколькими людьми одновременно. Только попеременно. Поэтому общаясь с участниками группы , обращаемся не к группе, а к каждому человеку отдельно: к одному, потом к другому, потом к третьему и так далее.

Хочу обратить Ваше внимание на такую хорошую новость: всегда есть время и место для эффективной рефлексии. Зрелый терапевт учится и лечится об кого угодно, то есть в любом контакте находит материал для обнаружения себя и получения инсайтов.

Если к нам приходит человек с расстройством не травматическим, а психотическим, их бывает сложно отличить на первый взгляд. В этом случаи вспоминаем золотое правило терапевта: первым делом надо позаботиться о себе, а затем о клиенте.

Помните, как в самолете: «В случаи разгерметизации наденьте сначала маску на себя, потом на ребенка».

Иначе процесс выйдет из под контроля и может стать реально опасным для обоих. Психотические проявления для не-психиатров бывают настолько впечатляющими, что у них может как будто сбиться «точка сборки» и они начинают «заражаться», сливаются с клиентом. В отдельных случаях таких клиентов можно вести параллельно с психиатром, но всегда надо помнить про:

  • Заземление. Хорошо у себя в кабинете иметь набор травматерапевта, в том числе иглоаппликаторы Кузнецова. Как только понижается чувствительность, класть их под ноги, это очень хорошо оживляет. Даже просто сидя на стуле, можно пошаркать ногами по полу.
  • Центрирование, ощущение единства тела вдоль позвоночника, дыхание, горизонтальную восьмерку и другие способы почувствовать свои границы.
  • Легкое раздражение.
  • Роль спасателя; перестаешь себя различать в профессиональном и личном поле.
  • Соматизация (напряжение, слабость).
  • Обесценивание клиентов(сначала родителей, а затем и детей). Они как бы сливаются в одну физиономию: непослушные беспомощные, отвратительные.
  • Профессиональный цинизм, ощущение, что главный – ты, а не они (кажется, что это защищает).
  • Негативное отношение к клиентам («Все клиенты - сволочи»).
  • Тяжелая соматизация, заболевания. Как правило, здесь симптоматика друг с другом не сочетается , как при обычных заболеваниях, снижается иммунитет.

Уважаемые коллеги, если вы заметили у себя какие-либо из этих признаков, договоритесь о встрече со своим супервизором или психотерапевтом. Даже самым сильным из нас иногда требуется помощь.

Выдержка из книги «Шагни из прошлого. Руководство по психотерапии травмы»

Автор: Свиридкина Татьяна Леонидовна

Назад