Детская и подростковая практическая психология. Практическая психология подростка
Программа повышения квалификации на базе имеющегося высшего образования любого профиля. По окончании обучения выдаётся удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Курс предназначен для самостоятельного изучения учебно-методической литературы (видеозаписи не предусмотрены). Приступить к занятиям можно, не дожидаясь набора группы.
Практическая психология подростка – прикладные психологические знания о возрастных закономерностях развития психики на определенном этапе онтогенеза (с начала пубертата и до совершеннолетия) и практических вопросах психологической помощи и психологического сопровождения развития в отрочестве. Закономерности развития подростков определяют дальнейшее развитие личности в период зрелости и особенности включения личности в общество. Содержание дисциплины формирует теоретические и прикладные психологические знания в области нормативного и отклоняющегося развития.
Теоретические основы практической психологии подростка задаются возрастной психологией и психологией развития, психологией личности, психодиагностикой, психологическим консультированием.
Объектом курса «Практическая психология подростка» является психическая жизнь подростка в социальном окружении, то есть формирование различных психических процессов, развитие личности, развитие социальных связей и общения подростка.
Предметом курса «Практическая психология подростка» являются возрастные закономерности изменения психической жизни подростка в сравнении с предшествующим периодом детства и последующим периодом зрелости, консультативные проблемы, возникающие в процессе психического развития.
Особенностью курса является его практическая направленность, обсуждение и анализ консультативных материалов, обзор диагностических методов исследования, изучение дневниковых записей подростков и оригинальные практические задания.
Преподаватели
Программа
Тематический план
Раздел 1. Общая характеристика психического развития подростка
- Тема 1. Подростковый возраст в различных психологических подходах
- Психодинамический подход к анализу подросткового возраста
- Подросток в Эго-психологии
- Подростковый период в культурно-исторической концепции
- Этологические взгляды на отрочество
- Тема 2. Развитие познавательных процессов в отрочестве
- Стадия формальных операций
- Диагностика развития познавательных процессов подростков
- Тема 3. Психофизиологические изменения подросткового периода развития
- Психофизиологические изменения пубертата
- Принятие своей телесности и варианты отклонения
- Плюсы и минусы акселерации
- Формирование полоролевой идентичности
- Тема 4. Психологические проблемы подростковой сексуальности
- Принятие сексуальности и реакция окружения
- Переживания первого сексуального опыта
- Подростковая беременность
- Психологическая поддержка по проблемам подростковой сексуальности
Раздел 2. Развитие личности подростка и подростковый кризис
- Тема 5. Кризис подросткового возраста
- Академический взгляд на подростковый кризис
- Социально-культурные факторы кризиса и инициации
- Подростковый кризис и виды активности подростка
- Содержание кризисных переживаний. Анализ дневниковых записей подростков
- Течение кризиса у современных подростков
- Тема 6. Родительско-детские отношения в подростковом возрасте
- Подростковый кризис в семье
- Особенности психологического консультирования подростков
- Меняющаяся структура семейных отношений
- Психодиагностика детско-родительских отношений подростков, рекомендации родителям
- Эффективные стратегии родительского поведения с подростками
- Тема 7. Психологическое сопровождение личностного развития подростка
- Идентичность подростков
- Самооценка подростков
- Подростковый эгоцентризм
- Временная перспектива личности подростков
- Рисковое поведение подростков
Раздел 3. Социальное развитие и общение подростка
- Тема 8. Общение подростков со сверстниками
- Роль отношений со сверстниками в развитии подростков
- Подростковая дружба и субкультура подростков
- Подростковая влюбленность
- Тема 9. Взаимодействие подростков и школы
- Школьная социализация
- Особенности социализации современных подростков
- Задачи психологической службы в работе с подростками в школе
- Проблема школьной травли
- Тема 10. Профессиональное самоопределения подростков
- Цели и задачи профориентации подростков
- Противоречия профессионального самоопределения
- Стратегии профконсультирования
- Методы профориентационной работы
Раздел 4. Коррекционная и тренинговая работа с подростками
- Тема 11. Цели, задачи и принципы построения коррекционной работы с подростками
- Особенности психологического консультирования подростков
- Этический кодекс практического психолога образования
- Цели и задачи психологической деятельности
- Тема 12. Модели тренинговой и коррекционной работы с подростками
- Психологический тренинг в работе с подростками
- Арт-терапия в работе с подростками
- Коррекция созависимого поведения подростков
- Коррекционная работа с агрессивными подростками
Зачёт
Подробнее: учебный план, учебно-тематический план.
Стоимость
Полная стоимость программы 10 400 руб.