Методики и практики интегративной терапии в коррекции нарушений учебных навыков. Международный подход
Программа полностью разработана немецким специалистом в области детско-подростковой психологии и психотерапии. На территории России этот подход применяется впервые.
Категория слушателей: лица, имеющие профильное высшее образование, занятые в следующих сферах профессиональной деятельности: психологи, школьные психологи, педагоги (детского развития), психотерапевты, учителя, репетиторы, логопеды, дефектологи; лица, получающие высшее образование на старших курсах названных направлений будущей деятельности; лица, имеющие иное высшее образование, способные освоить образовательную программу.
Программа повышения квалификации предполагает самостоятельную работу с записями обучающих вебинаров, учебно-методическими кейсами, рекомендованной литературой, а также индивидуальную контактную работу на супервизиях с автором курса. Процесс обучения включает формирование письменных отчётов, скринингов, моделей, графиков, аудио-видеофайлов проведённых занятий с детьми, а также выполнение компьютерного тестирования онлайн.
Приступить к занятиям можно, не дожидаясь набора группы.
Дети с радостью и в игровой форме изучают окружающий их мир. Порой случается, что у детей по той или иной причине возникают сложности в освоении окружающего мира. С вступлением в школьную жизнь данные сложности усиливаются и становятся видны окружению ребенка, т. к. они проявляются чаще всего в нарушении концентрации и поведения, в снижении успеваемости, развитии легастении (дислексии, дисграфии, дискалькулии) и др. В результате дети всё чаще сталкиваются с неудачами и со временем теряют радость от познания окружающего мира, от школьной учёбы и учёбы в целом. Неудачи в школьном обучении не только осложняют жизнь ребенка, но и приводят его к разочарованию и отчаянию, вызывают страхи, а также чувство беспомощности как у ребёнка, так и у его родителей.
Реакции детей на подобную ситуацию могут быть различными: психосоматические нарушения, нарушения сна, (авто)агрессия, прогулы в школе, страхи, блокады и прочее. Это ведёт к дальнейшей резиньяции ребенка, снижению самооценки, потере самоуважения и проблемам в поведении. В этой ситуации детям и их окружению необходима профессиональная поддержка, т.к. каждый человек имеет потребность и право найти свой собственный путь в жизни, реализовать свой потенциал и быть счастливым.
Развитие нарушений учебных навыков — затяжной и глубоко идущий психологический процесс. Причины развития легастении (дислексии, дисграфии) и дискалькулии лежат в большинстве случаев не в уровне одарённости или интеллекта ребёнка. Причины развития данных нарушений очень многогранны и влекут за собой ряд коморбидных отклонений, которые порой «перекрывают» нарушения учебных навыков и отводят их на второй план.
Интегративная терапия нарушений учебных навыков — это индивидуальная целостная, ресурсно-ориентированная педагогически-психологическая помощь детям, подросткам и взрослым с такими нарушениями учебных навыков, как дислексия, дисграфия и/или дискалькулия, с психосоциальными блокадами обучения, психосоматическими нарушениями, задержкой развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и без неё, с нарушениями концентрации и т. д., а также это превентивная работа с дошкольниками.
Приоритетная цель терапии — реинтеграция детей и подростков в учебный процесс (при этом учёба подразумевается в широком смысле, как изменение поведения и как приобретение новых знаний и навыков), повышение и восстановление самооценки, самоуважения, мотивации, эмоционального баланса, уверенности в себе и своих силах. Ресурсно-ориентированные подходы терапии нарушений учебных навыков помогают детям, подросткам и их окружению преодолеть замкнутый круг из педагогических, социальных и внутренне-психических проблем и избавиться от негативной структуры обучения. Неотъемлемой частью терапии и гарантом успеха является сопроводительная работа с родителями, семьёй и учителями на протяжении работы с ребёнком/подростком.
Цель
Формирование и совершенствование компетенций в рамках интегративной терапии в коррекции нарушений учебных навыков, таких как дислексия, дисграфия, дискалькулия, с психосоциальными блокадами обучения, психосоматическими нарушениями, задержкой развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и без неё, с нарушениями концентрации и т. д., а также превентивной работы с дошкольниками.
Задачи
- Развитие профессиональной компетенции специалистов, работающих как с детьми и подростками, так и со взрослыми, имеющими общие и/или специфические нарушения учебных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия).
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в целостной коррекционной работе, состоящей из входящей работы (включая скрининги), психологической поддержки и последующей дидактической работы над симптомом.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в области превенции с целью уменьшения риска развития нарушений учебных навыков у детей.
- Подробный разбор готовых курсов по психологической и дидактической работе в коррекции легастении (дислексии, дисграфии) и дискалькулии.
Приобретение знаний о построении и проведении сеттингов, а так же приобретение практических навыков в ходе практической работы с последующей супервизией.
По окончании курса вы получаете на руки готовые скрининги и рабочие тетради для проведения полноценной целостной педагогически-психологической коррекционной работы с общими и специфическими нарушениями учебных навыков (дислексия, дисграфия и дискалькулия) для немедленного старта в работе с клиентами. Рабочие тетради полного курса коррекции рассчитаны на 1,5-2 года работы, т. е. примерно по 90 отдельных полноценных сеттингов в пошаговой и структурированной коррекции легастении и дискалькулии на 50-60 минут каждый.
Преподаватели
Программа
- Профессия — интегративный терапевт нарушений учебных навыков: введение в курс; качества, необходимые для терапевта; всё о профессии; личный кабинет и необходимое оборудование; обзор этапов работы; психогигиена.
- Классификация и модель развития нарушений учебных навыков: легастения (дислексия, дисграфия), дискалькулия и комбинированные нарушения учебных навыков; МКБ-10; причины развития нарушений учебных навыков; коморбидные расстройства; 4 стадии развития нарушений учебных навыков (модель замкнутого круга Бетц/Бройнингер); негативная структура обучения.
- Общий обзор психологических основ развития и обучения ребёнка, теории обучения: когнитивное, телесное и социально-эмоциональное развитие от пренатального периода до подросткового возраста; привязанность; теория игры (Пиаже) и развитие ребёнка; психосоциальное развитие (Эриксон); различные модели обучения.
- Восприятия и превентивные мероприятия: восприятия, частичные компетенции и специфические базисные навыки в развитии учебных навыков; учебные компетенции, необходимые для приобретения культурных навыков (чтения, письма и счёта).
- Работа с родителями: входная, сопроводительная и разъяснительная; техники построения и ведения психологического разговора и консультаций с родителями в контексте системной работы с нарушениями учебных навыков; «каталог» вопросов с их подробным разбором; внешние факторы для проведения психологической консультации.
- Теоретический разбор и практическое составление модели замкнутого круга для отдельно взятой семьи с последующей супервизией.
- Обзор общей диагностики нарушений учебных навыков; педагогическая диагностика нарушений учебных навыков; анамнез и скрининги симптоматики легастении (дислексии, дисграфии) и дискалькулии.
- Работа с учителями и школой: совместная работа со школой на время проведения терапии; вспомогательные мероприятия в школе и рекомендации, в том числе методически-дидактические, для учителей в работе с детьми с нарушениями учебных навыков.
- Блокады обучения.
- Терапевтическая часть коррекционной работы: психологическая работа с ребёнком/подростком; разбор ряда составляющих данного этапа работы с клиентом (как например, ресурсная работа, снятие стресса, работа со страхами, индивидуальные стратегии обучения и техники/структура работы, концентрация, резилентность, мотивация, различные компетенции, необходимые для школьного обучения и многое другое); построение сеттинга и разбор целого ряда психологических упражнений (каталог упражнений прилагается).
- Арт-терапевтические упражнения из многообразия различных направлений арт-терапии; понятие «креативность» и креативная работа над симптоматикой нарушений учебных навыков; разбор целого ряда упражнений и самопознание.
- Тест на определение стиля обучения; практическое применение, самопознание и супервизия.
- Психологические техники глубокого расслабления: теоретические основы стресса и расслабления, а так же проведения курса расслабления с детьми и подростками; реакции организма на физиологическом и психическом уровне; индикация и контриндикация проведения упражнений Прогрессивной мышечной релаксации (ПМР) и Аутогенной тренировки (АТ); готовый полный курс проведения занятий по расслаблению с детьми и подростками в группах (отдельно для ПМР и АТ); проведение курса возможно независимо от работы с клиентами с нарушениями учебных навыков (бонусный курс для слушателей); самопознание практическое проведение слушателем отдельных занятий по ПМР и АТ с последующей супервизией.
- Теория легастении: признаки; причины; теории и модели развития речи, чтения и письма; этапы развития письменной речи; специфика дидактической работы над симптомом; педагогический скрининг по легастении: инструкция проведения, анализ, практическое применение и самопознание, супервизия (слушатели получают на руки готовые разработанные скрининги).
- Обзор дидактических упражнений по легастении: 18 поэтапных блоков в коррекционной дидактической работе по 5-7 полностью разработанных сеттингов от приветствия до прощания (на 50-60 минут каждый сеттинг).
- Теория дискалькулии: признаки; причины; факторы риска развития дискалькулии; специфика коррекционной программы и дидактической работы над симптомом; педагогический скрининг по дискалькулии: инструкция проведения, анализ, практическое применение и самопознание, супервизия (слушатели получают на руки готовые разработанные скрининги).
- Обзор дидактических упражнений по дискалькулии: 18 поэтапных блоков в коррекционной дидактической работе по 5-7 полностью разработанных сеттингов от приветствия до прощания (на 50-60 минут каждый сеттинг).
- Креативное письмо: теоретические основы; модели; креативное письмо в психологической и дидактической части работы с клиентами с нарушениями учебных навыков; разнообразие методик и целый ряд упражнений с подробным разбором; самопознание и супервизия.
- Особенности обучения детей с СДВ(Г): общий обзор нарушения; протекание на различных возрастных стадиях; рекомендации для родителей и школы; роль саморегуляции; разбор практических упражнений.
- Прохождение практики слушателем с проведением ряда сеттингов как в работе с детьми с легастенией, так и с дискалькулией (слушатели получают полные разработанные программы для проведения сеттингов по легастении и дискалькулии, которые рассматривались в блоках с обзором дидактических упражнений ранее); письменный отчёт о проведении практики и заключительная супервизия.
Результатом обучения будет являться формирование у слушателей таких компетенций, как:
- понимание проблематики общих и специфических нарушений учебных навыков,
- умение проводить педагогическую диагностику,
- умение проводить разъяснительную и сопроводительную работу с родителями и учителями,
- умение ведения психологических консультаций в контексте работы с нарушениями учебных навыков,
- умение использовать психологические техники в работе с клиентами (включая арт-терапевтические техники и креативное письмо, а так же техники глубокой релаксации),
- построение и проведение отдельных курсов педагогически-психологической коррекционной работы с легастенией (дислексией, дисграфией) и дискалькулией для различных возрастных и целевых групп,
- отработка практического применения отдельных модулей программы и дидактических сеттингов с обратной связью и супервизией,
- самопознание и умение определять результативность своей работы.
Стоимость
Полная стоимость программы 42 000 руб.