Описание программы «Логопедия в работе с детьми»
Основы логопедии
Курс знакомит с теоретическими основами логопедии, особенностями и формами логопедической работы при различных расстройствах.
Подробно изучаются:
- этиология и классификация нарушений речи
- виды нарушений речи
- работа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
- работа с общим недоразвитием речи
- нарушение речи при различных расстройствах
- организация логопедической помощи
- профилактика речевых нарушений: работа с семьей ребенка, нетрадиционные формы работы
Неврологические основы логопедии (основы генетики, неврологии, психопатологии)
Курс учит использованию теоретических знаний в области генетики в практической профессиональной деятельности.
Подробно изучаются:
- основы генетики
- генетика в дефектологии и логопедии
- классификация наследственных болезней
- наследственно обусловленные формы психического дизонтогенеза и девиантное поведение у детей
- основы невропатологии
- болезни нервной системы
- травмы черепа и их последствия
- неврологические основы патологии речи у детей
- основы психопатологии
- симптомы неврологических нарушений
Нарушение голоса и темпа речи
Курс знакомит с теоретическими и практическими проблемами темпоритмических нарушений речи, а также с нарушениями голоса.
Подробно изучаются:
- характеристика темпа речи и его нарушений у детей
- этиология заикания
- клинические и физиологические особенности проявления заикания
- формы заикания
- клинические и психолого-педагогические характеристики заикания
- патогенетические механизмы заикания
- психолого-педагогическое обследование заикания
- организация логопедической помощи при заикании
- дифференцированное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на заикающихся
- классификация нарушений голоса
- этиология нарушений голоса
- коррекционная работа с нарушениями голоса
Нарушение звуковой стороны речи
Курс дает практико-ориентированные знания по работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Подробно изучаются:
- теоретические основы проблемы фонетико-фонематического недоразвития у детей
- структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии
- логопедическая помощь детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
- процедура обследования фонетико-фонематической стороны речи у детей
- методика проведения индивидуальных коррекционных занятий при ФФН
- фронтальные групповые коррекционные занятия с детьми с ФФН
Общее недоразвитие речи: диагностика, коррекция
Курс формирует представление о структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи, причинах, механизмах этого нарушения и методах его выявления и коррекции.
Подробно изучаются:
- закономерности развития речи в процессе онтогенеза
- специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи
- критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития
- алалия
- общее недоразвитие речи
- основные направления коррекционного развития
- содержание коррекционной работы при ОНР
- логопедическая работа с детьми с ОНР в дошкольном учреждении
Нарушение письменной речи
Курс формирует систему знаний о нарушениях письма и чтения, основных методах их коррекции.
Подробно изучаются:
- этапы становления письменности
- особенности русского алфавита
- современные представления о механизмах письма
- психофизиологические механизмы письма
- отличия письма от письменной речи
- современные представления о механизмах чтения
- психофизиологические механизмы чтения
- нарушения письма и чтения
- обследование учащихся с нарушением письма и чтения
- коррекция дисграфии и дислексии (вербальной и литеральной)
- профилактика дисграфии и дислексии
Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
Курс способствует формированию практических умений, позволяющих осуществлять психолого-педагогическое изучение детей с речевой патологией, квалифицировать тип речевого нарушения в структуре общего психического развития.
Подробно изучаются:
- основные виды речевых нарушений
- методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
- принципы психолого-педагогической диагностики
- исследование речевого развития ребенка
- задачи и содержание логопедического обследования
- организация и осуществление диагностической деятельности логопеда, дефектолога
- методы интегративной диагностики отклоняющегося развития
- дифференциация нарушений речевого развития с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией
Логопедические практикумы
Курс формирует практические умения, позволяющие осуществить психолого-педагогическое изучение детей с речевыми патологиями, квалифицировать тип речевого нарушения в структуре общего психического развития, выбрать методику для коррекции речевого развития.
Подробно изучаются:
- диагностика нарушений звукопроизношения и звуковосприятия у детей дошкольного возраста
- индивидуальная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения и звуковосприятия
- оценка результатов коррекционно-логопедического воздействия
- организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи
- логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии
- индивидуальные и фронтальные формы коррекционно-педагогической работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Логопедический массаж
Курс учит методикам и приемам массажа (ручного, зондового) в зависимости от патологической симптоматики при различных речевых нарушениях.
Подробно изучаются:
- строение речевого аппарата
- история логопедического массажа
- виды и приемы логопедического массажа
- обследование артикуляционного аппарата
- специальные зонды для массажа
- противопоказания к назначению логопедического массажа
- условия для проведения логопедического массажа
- дифференцированный логопедический массаж
- массаж при дизартрии
- массаж при ринолалии и заикании, приемы массажа при афазии
- массаж кистей рук
- артикуляционная и дыхательная гимнастика
Песочная терапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Курс формирует знания о возможностях применения и основных методах использования песочных техник в коррекционной и реабилитационной работе с детьми.
Подробно изучаются:
- исторические сведения по использованию песочных техник
- организация работы в педагогической песочнице (ритуалы, правила и т.д.)
- организация коррекционной работы в педагогической песочнице
- особенности организации работы в педагогической песочнице с детьми с различными нарушениями
Арт-терапия в логопедической практике
Курс готовит к практической деятельности в области коррекционной педагогики и специальной психологии методами арт-терапии и арт-педагогики.
Подробно изучаются:
- исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции
- влияние искусства как средства развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений
- теоретические основы арт-педагогики и арт-терапии
- психолого-педагогические особенности детей с проблемами в развитии
- арт-терапия в специальном образовании
- мульттерапия