Описание программы «Гештальт подход в психологическом консультировании»
История развития гештальт-подхода. Феноменология
Курс дает знания по истории развития гештальт-подхода, о индивидуальном, семейном и групповом гештальт-консультировании, феноменологическом подходе в гештальт-терапии.
Подробно изучаются:
- современная роль и место гештальт-терапии среди других теоретических направлений психотерапии
- Фриц Перлз – создатель гештальт-подхода
- феноменологический подход как основа действий гештальт-терапевта: феноменологические концепции Ф. Брентано, Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Бубера, Ж.-П. Сартра
Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Теория поля в практике гештальт-терапии
Курс знакомит с основными понятиями и принципами гештальт-терапии, теорией поля в практике гештальт-терапии.
Подробно изучаются:
- основные понятия и принципы гештальт-терапии
- теория поля К. Левина
Понятие о контакте в гештальт-терапии. Способы контакта. Цикл контакта
Курс формирует представление о понятии контакта в гештальт-терапии, способах контакта, цикле контакта.
Подробно изучаются:
- понятие контакта в гештальт-терапии: П. Гудман и Ф. Перлз о контакте
- способы контакта: зрение, слух, прикосновение и др.
- цикл контакта
Работа на границе контакта. Способы прерывания контакта
Курс дает знания о техниках работы на границе контакта, механизмах его прерывания, концепции восстановления контакта.
Подробно изучаются:
- исследование контакта, понятие «границы контакта»
- цикл контакта и механизмы его прерывания
- концепция восстановления контакта
Основной инструментарий гештальт-терапевта. Диалог как метод работы
Курс дает исчерпывающее представление об основном инструментарии гештальт-терапевта, тактиках действия терапевта при прерываниях контакта, видах диалога в терапии.
Подробно изучаются:
- тактики действия терапевта для конфронтации с прерываниями контакта: понятие «присутствие», семь уровней присутствия, отличие присутствия от мотивации
- тактика терапевтической встречи
- виды диалога в терапии: понятие «экзистенциальный диалог», «Я-Ты» диалог, отношения «Я-Оно» и т.д.
Супервизия. Позиция и техники гештальт-терапии
Курс знакомит с техниками и особенностями супервизии в гештальт-терапии.
Подробно изучаются:
- введение в теорию и практику современной супервизии
- практический инструментарий супервизии в гештальте
- эксперимент, построение эксперимента
Диагностика. Дифференциальная диагностика. DSM IV. Гештальт-диагностика
Курс дает исчерпывающее представление о дифференциальной диагностике с опорой на DSM IV, формирует навыки гештальт-диагностики.
Подробно изучаются:
- дифференциальная диагностика
- DSM IV – руководство
- диагностика в гештальт-терапии
Арт-методы в гештальт-терапии: рисунок, визуализация, работа со сном, работа с образами
Курс знакомит с методами арт-терапии, которые применяются в гештальт-подходе.
Подробно изучаются:
- рисунок, лепка, скульптура
- визуализация
- вокализация
- инсталляция
- сновидения и арт-терапия
- наблюдение за клиентом
- композиция, цвет, линии, фигуры, формы
- акцентуация взаимодействия терапевт-клиент на базе выбранного творческого материала
Работа с телом. Психосоматика
Курс формирует теоретические представления о связи соматических расстройств и психических процессов, формирует представления об основах психодиагностики, интегративной терапии и ранней профилактики психосоматических заболеваний.
Подробно изучаются:
- принцип телесности, техники работы с телом
- симптом и его функция в организации активности человека
- построение терапевтических стратегий, этапы работы
- ранняя профилактика развития психосоматических расстройств
Работа с горем, травмой, экзистенциальными переживаниями
Курс дает теоретические знания о специфике стадий проживания горя, о «нормальном» и «патологическом» процессах горевания, методах и техниках работы с проблемами горевания, травмы и экзистенциальными переживаниями.
Подробно изучаются:
- стадии «работы горя»: классификация Кюблер-Росс, классификация Ворден
- «нормальный» и «патологический» процесс горевания
- техники и задачи гештальт-терапевта при работе с утратой и экзистенциальным кризисом
- практикум по работе с горем, травмой, экзистенциальными переживаниями
Работа с парой и семьей в гештальт-терапии
Курс формирует представления о работе с парами и семьями в гештальт-терапии.
Подробно изучаются:
- особенности работы с парами в гештальт-подходе: общие цели, запросы пар, цели семейной терапии (по Витакеру), позиция «контролируемой вовлеченности» в работе с парой, самораскрытие
- теория поля, теория систем, гештальт-психология, как теоретическая основа подхода к семейным системам, характеристика систем
- интервенции гештальт-терапевта при работе с семьей
- интерактивный цикл контакта как модель терапевтического подхода к семейной системе (по Дж. Зинкеру)
- механизмы прерывания контакта в семейной системе
- консультирование семей: работа со всей системой, со всеми видами систем, интервенции, эксперимент
- работа в рамках модели цикла контакта
- гештальтистские механизмы сопротивления (по Гингеру)
Гештальт-терапевт в терапевтических отношениях. Перенос, контрперенос
Курс даёт исчерпывающие представления о терапевтических отношениях в гештальт-подходе, о феноменах терапевтического процесса.
Подробно изучаются:
- терапевтические отношения: семь уровней присутствия, грани присутствия, экзистенциальный диалог, контролируемое участие, фрустрация и поддержка, неспецифическая поддержка, специфическая поддержка, терапия «мышиными шагами», терапевтический контракт, терапевтический альянс
- перенос в работе гештальт-терапевта: понятие, виды, перенос как незавершенный гештальт и т.д.
- контрперенос в работе гештальт-терапевта (положительный, отрицательный)
Супервизия. Решение терапевтических задач в краткосрочной гештальт-терапии
Курс формирует представление о техниках и решениях терапевтических задач в краткосрочной гештальт-терапии в формате супервизии.
Подробно изучаются:
- работа с одной конкретной проблемой: утрата, развод, потеря работы, страх управления автомобилем, страх перелетов, принятие важного решения и т.д.
- первая встреча с клиентом
- перевод клиента из отношений «Я-Оно» в отношения «Я-Ты» (из вертикали в горизонталь)
- четыре принципа диалога
- острая ситуация высокой интенсивности
- роль незавершенных гештальтов
- терапевтические гипотезы
- задачи терапевта
- стратегии построения эксперимента
- ответственность клиента
Гештальт-терапевт в терапевтических отношениях. Диалог, контакт. Экзистенциализм
Курс знакомит со следующими понятиями: суть терапевтических отношений, экзистенциальный диалог, контакт, экзистенциализм.
Подробно изучаются:
- техники ведения терапевтического диалога
- терапевтические отношения
- экзистенциальный диалог
Неврозы, психозы, пограничные расстройства
Курс формирует представление о неврозах, психозах и пограничных расстройствах.
Подробно изучаются:
- пять стадий неврозов (по Ф. Перлзу)
- отличие медицинского и психологического подходов в теории невроза
- о роли тревоги в блокировке саморегуляции
- три уровня тревоги (по О. Немиринскому)
- различие между психозом, неврозом и пограничным состоянием
- формирование психосоматического симптома в психологической модели болезни (О. Немиринский)
- техники работы с неврозами, психозами, пограничными расстройствами в гештальт-терапии
Неврозы, психозы, пограничные расстройства
Курс формирует представление о неврозах, психозах и пограничных расстройствах.
Подробно изучаются:
- пять стадий неврозов (по Ф. Перлзу)
- отличие медицинского и психологического подходов в теории невроза
- о роли тревоги в блокировке саморегуляции
- три уровня тревоги (по О. Немиринскому)
- различие между психозом, неврозом и пограничным состоянием
- формирование психосоматического симптома в психологической модели болезни (О. Немиринский)
- техники работы с неврозами, психозами, пограничными расстройствами в гештальт-терапии
Работа с детскими травмами
Курс дает знания по работе с ранними детскими травмами в терапии взрослых клиентов.
Подробно изучаются:
- особенности работы с детскими травмами в гештальт-подходе
- формирование крепкого рабочего альянса
- обучение клиента осознанности и ответственности
- принятие своей «инвалидизации»
- проработка сильных чувств
- работа с «внутренним ребенком»
- поиск ресурсов и зон развития
Работа с зависимостями
Курс знакомит с теорией и практикой гештальт-терапии при работе с зависимым и созависимым поведением.
Подробно изучаются:
- особенности зависимого и созависимого поведения
- аддикция с точки зрения гештальт-подхода, общие терапевтические модели
- теория травмы и личностный дефицит
- механизмы защит и виды манипуляций
- портреты людей, создающих созависимые отношения
- основные стратегии работы в треугольниках власти
- аддикция как семейный сценарий и паттерн отношений
- специфика работы с аддиктивными клиентами
- перенос и контрперенос с аддиктивными клиентами
- ресурсы и перспективы терапии зависимостей
Работа с группой
Курс формирует представление об основах групповой работы в современной гештальт-терапии.
Подробно изучаются:
- основные принципы группового процесса в гештальт-терапии
- клиент-центрированный подход в групповой терапии и роджерианские группы
- три вида гештальт-групп
- четыре базовых принципа гештальт-группового процесса
- базовые правила для участников современных гештальт-групп
- групповые эксперименты
- метафорический взгляд группы на саму себя
- шерринг в гештальт-группе
Принципы соблюдения этических норм
Курс формирует исчерпывающее представление об основных этических понятиях и принципах гештальт-терапии.
Подробно изучаются:
- этический кодекс, этические профессиональные стандарты
- специфика соблюдения этических норм при консультировании в школе, местах заключения, медицинских учреждениях, хосписах
- этические проблемы семейного консультирования
- этические проблемы арт-терапии
- этические правила в работе с религиозными клиентами и сексуальными меньшинствами
- этический кодекс E.A.G.T. (Европейская ассоциация гештальт-терапии)
- три фактора, определяющие этические решения