Как подготовить ребенка к жизни в обществе
Не редко на психологическую консультацию приходит мама с очень размытым запросом: «Не понимаю, как надо воспитывать ребенка... как вырастить из него личность?». А потом рассказывает историю о том, как с раннего возраста она приучала ребенка думать самостоятельно, не обращать внимания на то, что говорят другие, следовать своим чувствам и желаниям. На самом деле, мама решала свою задачу развития, потому что в ее детстве надо было делать «как все» и эту программу она последовательно преодолевала и для себя, и для ребенка: «раба по капле выдавливала».
Когда малыш пошел в детский сад, мама была на седьмом небе от того, как он вел себя в группе: независимый, ни на кого не обращает внимания, слушает только себя. Все дети рисуют – сын идет в игровой уголок, все дети пошли играть – он отправился рисовать. Независимость от окружающих, стремление заниматься только своими делами и равнодушие к чужим оценкам явно приносили плоды и устойчиво закрепились в поведении ребенка.
Но вот вопрос, какие на самом деле плоды? Уже через полгода мама стала замечать, что рисунки других детей становятся все лучше, а результаты ее сына не меняются, что на праздниках другие дети могут показать музыкальные и танцевальные навыки, а ее ребенок и на празднике занят собственными делами и не реагирует на окружающих. Вот тогда они и отправились к практическому психологу, чтобы понять, что происходит и как строить отношения ребенка с социальным окружением.
Если мы задумаемся над вопросом конформизма (конформизм - готовность ориентироваться на мнение группы, даже вопреки собственному мнению), то мы увидим, что конформизм отнюдь не всегда – плохо. И наоборот, стремление настаивать на своем и реализовывать только собственную программу оказывается на поверку не всегда результативным. Хорошо думать собственной головой, когда в ней уже заложено много знаний, опыта, способности принимать решения и осуществлять выбор. А если всего этого нет, если тебе только три года и твой опыт дальше детской площадки и парочки книжек для малышей не простирается?
Хитрость в том, что для ребенка конформизм является здоровой развивающей позицией. Это, по сути и не конформизм, а готовность подражать образцам, учиться на взрослых моделях, впитывать взрослое поведение и стремиться походить на тех авторитетных лиц, которые окружают ребенка. Стратегически важно, как можно раньше сформировать у ребенка эту позицию, ориентацию на взрослого и интерес ко всем видам деятельности взрослого. Собственно это подражание, стремление идентифицироваться со взрослым, совместная деятельность и являются механизмами развития ребенка, способами формирования нового поведения.
Задача воспитания не в противопоставлении ребенка обществу, а в полноценном включении ребенка в общество. Противоречие между обществом и личностью, на самом деле видимое. Ребенок с самого рождения включен в общество. Именно из общества черпаются все знания, навыки и умения, которые формируются у малыша, да еще и теми методами, которые поддерживаются современным обществом. Например, психологии удалось убедить подавляющее большинство родителей, что физические наказания – недопустимый метод воздействия на детей (тогда как в средневековом обществе бить детей было совершенно естественно).
С другой стороны, где ребенок будет реализовывать свою необыкновенную индивидуальность? Только в обществе! А значит, задача близких, научить его жить и действовать в соответствии с теми правилами, которое общество готово принимать, научить реализовывать свои способности, знания и умения так, чтобы это было востребовано обществом и ребенок мог развиваться дальше.
Социализация, как базовый процесс включения ребенка в жизнь общества, позволяет не только «адаптироваться» к социальному окружению, но открывает перед ребенком мир достижений общества, выводит все психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие) на новый, социально опосредованный, когнитивно сложный уровень развития. А дальше социализация открывает путь к уже нравственному развитию.
Нравственное становление личности представляет собой длительный и сложный путь развития, которым идет человек на протяжении всей своей жизни, но если не вступить на этот путь в детстве, дальнейшие возможности реализовать становится труднее. Нравственное развитие зарождается вместе с появлением человека в это мире и продолжается независимо от возраста или индивидуального варианта развития личности.
Нравственность формируется в общении ребенка с другими людьми, в первую очередь с близкими взрослыми, где на самых ранних этапах, общение появляется в эмоциональных переживаниях и чувствах, возникающих по отношению к другому человеку. Элементы сопереживания, сострадания, которые отчетливо проявляются уже на втором году жизни ребенка, составляют первичную основу нравственного чувства, в дальнейшем обещающего перерасти в совесть.
Очевидно, что для ребенка моральное развитие начинается с простых чувств сопереживания, которые, обеспечивают предпосылки развития сострадания, эмпатии и альтруизма. А вместе с сопереживанием последовательно развиваются и понимание социальных норм и правил, оценка собственного поведения по критериям морали, способность понимать намерения и позицию другого человека. Познание чувств другого человека начинается со стремления распознать и прогнозировать эмоциональное состояние матери от которого так зависим во всех смыслах ребенок. Это настроенность на чувства другого развивается по нескольким направлениям: эмоциональная идентификация, эмпатийное реагирование, эмоциональное предвосхищение последствий событий.
Изначальная обращенность ребенка к социальной среде, последовательное расширение круга социальных связей, - способствуют росту социальной отзывчивости, которая проявляется в способности распознавать чувства и эмоциональное состояние другого человека, разделять эти чувства и адекватно реагировать на них. Социальная отзывчивость находит свое отражение и в способности бояться за других людей, в сострадании к животным. Истоки этих чувств в меньшей степени связаны с обучением как таковым, а появляются под влиянием образцов эмоциональных переживаний взрослых, через эмоциональное заражение и модели сострадательного поведения близких по отношению к самому ребенку и другим людям.
Испытывая потребность в эмоциональной поддержке со стороны родителей, особенно в трудных ситуациях, ребенок учиться предоставлять такую же ответную поддержку, например, матери, которая пожалела, погладила ушибленную коленку. Затем формируется сопереживание сверстнику, который очень заразительно плачет или чуть раньше предложил свою помощь, значит надо помочь ему в ответ. Близкие, доверительные отношения в младенчестве и раннем возрасте формируют эмоциональную отзывчивость и чуткость по отношению к окружающим ребенка людям, становятся основой дальнейшей эффективной социализации.
Одновременно у ребенка интенсивно развиваются такие социальные эмоции как смущение, стыд, чувство вины. Особенно важным для формирования нравственной позиции является появление чувства стыда как ощущения снижения собственной ценности, переживания несоответствия между внутренними представлениями о себе как о «хорошем» и внешней ситуацией, где другой человек может оценить поведение ребенка как «не хорошее». Проявления стыда связаны с зарождением самооценки и представлений о себе. Почти одновременно с формированием структуры Я, субъективного самосознания появляются и социально-моральные суждения о себе в терминах «хороший – плохой», «добрый – злой», «послушный – озорной».
Часто современные родители так же негативно как к подражанию, относятся и к чувству стыда. Но если ребенок не сталкивается с внутренним конфликтом «я - хороший или я – плохой», то в дальнейшем он не научится регулировать собственное поведение, не будет стремиться справляться со своими желаниями, не научиться ориентироваться на близких. Другое дело, что в этом конфликте ребенок должен выходить «победителем», и формировать представления о себе как о хорошем, но с опорой на реальные достижения, способность менять свое поведение, а не на иллюзии «я лучше всех».
Нравственность предполагает сознательное ограничение собственной свободы и отказ от гедонистического типа существования. Классическая аксиома «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого» определяет процесс социализации ребенка в целом и составляет одну из принципиальных основ нравственного развития. Способность бесконечно развиваться, ограничивая себя определенными требованиями, представляется оптимальным вариантом личностного роста. Самоограничение как форма социализации начинается с раннего детства, когда малыш первый раз делится конфетой или сдерживает брызнувшие слезы, учится не крутиться за партой и бросать фантики только в мусорное ведро. Границы социального и собственно морального поведения проницаемы, и опыт социального ограничения задает основы ограничения внутреннего как построения собственного поведения в соответствии с социальными нормами и нравственными законами. Включение ребенка в общество позволяет ему познать себя и ярко, содержательно презентовать себя окружению; позволяет развиваться, используя все накопленные обществом знания и стать действительно зрелой, компетентной Личностью.
Автор: Авдулова Татьяна Павловна
Другие статьи по теме